Те, кто сталкивался с установкой внешних кузовных элементов на
автомобили (например, бамперов, или даже ресничек на фары), наверняка
слышали фразу наподобие "Установка требует подгонки под кузов
автомобиля". А подгонка - это трудоемкий процесс, который не под силу
большинству автосервисов, а требует установки в сервисе,
рекомендованном тюнинговой компанией. Рассмотрим, почему так.
Предположим,
детали удалось изготовить абсолютно точно, то есть без какой-либо
погрешности при соблюдении размеров. Тогда во время сборки все
собираемые детали ориентируются по поверхностям, по которым они
сопрягаются в сборочной единице, т.е. приставляются друг к другу.
Соединения выполняются безо всякой оперции удаления материала
(сверления отверстий, припиловки) или регулировки. Детали для сборки
можно брать из партии изготовленных безо всякого выбора, все одинаково
хорошо подойдут на свое место в собираемом узле.
Такая сборка
состоит из операций ориентирования деталей и выполнения операций по
выполнению соединений. Никакой доработки деталей во время сборки в этом
случае не нужно. Такая организация работ называется взаимозаменяемой
сборкой.
В реальном преизводстве детали изготавливаются не
одинаковыми, а с каким-то рассеиванием размеров; при нормальной
организации технологического процесса детали изготавливаются с
рассеиванием существенно меньшим, чем величина допусков на размеры,
чтобы вероятность появления детали с размерами, выходящими за поле
допуска, была меньше допустимой.
Но, хоть детали и разные, при
достаточно малом рассеивании условия сборки не нарушаются, т.е. она
останется взаимозаменяемой. Трудоемкость такой сборки минимальна,
однако, детали приходится изготавливать очень точными, а,
следовательно, и дорогими. Форма внешних кузовных элементов, в
большинстве случаев, сложная, не описывается прямыми или телами
вращения. Для описания их приходится использовать более сложные
поверхности. Вместе со сложностью поверхности растет количество
параметров, которые их определяют, а это усложняет согласование форм и
размеров контактируемых деталей. Часто становятся необходимыми
специальные приспособления для воссоздания формы деталей. Такие
приспособления оказываются по стоимости равны стоимости сотен деталей,
изготовленных менее дорогими и менее точными способами, но позволяющими
доработкой деталей согласовать их размеры так, что готовый сборочный
узел получает необходимую точность.
Таким образом, переход к
менее точному изготовлению деталей изменяет условия сборки. Размеры
деталей оказываются уже недостаточно точными, чтобы путем только их
установки получить сборочную единицу. Детали приходится дорабатывать,
удаляя часть материала с их поверхности, изменяя форму. Такие доработки
возможны только после примерки деталей по месту сборки, поэтому время и
трудоемкость сборки увеличивается. Но в то самое время стоимость
изготовления деталей уменьшается.
Разумеется, есть и обратная
ситуация, когда деталь изготовлена очень неточно, и ее установка
становится слишком дорогой. Но те, кто изготавливает детали, знают, с
какой точностью их изготовить для того, чтобы потом самим же
установить, и чтобы стоимость всего процесса была минимальной.