Большинство крупнейших автомобильных рынков мира переживает острейший за
последние четверть века кризис. Шоковое падение продаж, сокращения
производства машин на десятки процентов, десятки тысяч уволенных и
отправленных в вынужденные отпуска рабочих, рекордные убытки грандов
мирового автопрома… Отраслевые аналитики дружно констатируют серьезное
перепроизводство автомобилей. Но этот тезис требует расшифровки.
Перепроизводство
— понятие сугубо относительное. Сейчас речь, очевидно, идет о
значительном дисбалансе между потенциальным выпуском, мощностями
отрасли и платежеспособном спросе на автомобили, который резко съежился
под влиянием кризисного снижения доходов семей и, особенно,
схлопнувшегося кредита.
Если в середине 1970−х мировой автопром
угодил в тяжелейший кризис под влиянием резко вздорожавшего моторного
топлива, то спусковым крючком нынешнего кризиса отрасли стали системные
сбои в работе финансовой системы. Это остановка машины кредитной
поддержки спроса на автомобили, с одной стороны, и невозможность
рыночного финансирования балансов ряда крупнейших автоконцернов,
отягощенных гигантскими забалансовыми пенсионными обязательствами, — с
другой.
Уже ясно, что последствия нынешнего кризиса для
глобальной автомобильной отрасли будут не менее серьезными, чем в
шоковых 1970−х. Энергетический кризис сделал важнейшим трендом
экономичность автомобилей, которая ранее не воспринималась большинством
производителей и потребителей всерьез (а американцами — нарочито). В
последнее десятилетие требование к экономичности все больше смыкается с
экологичностью. Так, Япония надеется кардинально обновить свой автопарк
за счет легковушек с гибридными, а в дальнейшем и с целиком
небензиновыми двигателями.
Важнейшим же следствием нынешнего
кризиса перепроизводства станет изменение доминирующего тренда
потребления автомобилей в развитых странах. Нынешнее перепроизводство
есть закономерное следствие перепотребления автомобилей в
предшествующие годы — когда цикл смены модификаций моделей, зачастую с
чисто косметическими улучшениями, сжался зачастую до нескольких
месяцев, а спрос подгонялся почти бесплатными кредитами. Для
респектабельной семьи среднего класса иметь трех-пятилетнюю машину
стало таким же моветоном, как держать на домашнем компьютере не
последнюю версию Windows, не поддерживающую свежайшие программные
продукты. Весьма возможно, что в ближайшие годы мы станем свидетелями
если не остановки, то заметного сброса скорости этой увлекательной, но
малоосмысленной гонки.
Безусловно, претерпит серьезные изменения
и корпоративная конфигурация отрасли. Часть компаний-бренднеймов
второго ряда, таких как Volvo, Saab, возможно, Opel, вероятно,
оказались на пороге полного исчезновения в качестве самостоятельных
брендов. При этом транснациональные поглощения и слияния в автопроме в
кризисные годы кажутся не слишком вероятными. Слишком проблематично
полное слияние таких сложных организмов, как современные автоконцерны.
Скорее отрасль пойдет по пути коммерческо-технологических партнерств
вроде недавней связки Fiat-Chrysler.
В пользу этой версии
говорит и то, что потенциальные хищники, новые автомобильные «чемпионы»
из Китая и Индии — двух крупных авторынков, продолжающих
демонстрировать уверенный рост продаж, — явно склоняются к внутренней
экспансии. Китайцы даже подчеркнуто отстраненно заявляют, что ничего
покупать не собираются. Им есть куда расти на своих условно локальных
рынках, они могут дорасти до глобальных альянсов с американскими,
японскими или европейскими грандами лишь спустя еще десять-пятнадцать
лет мощного органического роста.
Покупка крупного иностранного
автопроизводителя сегодня слишком рискованна. Если уж Daimler в лучшие
свои годы так и не смог ничего радикально изменить в подопечном
Chrysler, то стоит ли пытать счастья китайцам и индийцам? В их
интересах сегодня, скорее, набраться сил на своих национальных рынках,
спокойно присматриваясь, с кем сформировать партнерский альянс.