В целом, прошлый 2008 год с итоговым объемом 2,81 млн. проданных новых
легковых автомобилей, стал самым успешным за всю автомобильную историю
в РФ. Вновь выйти на столь впечатляющий уровень проданных легковушек,
по мнению представителей аналитического агентства "Автостата", удастся
только к 2012 году. Однако, как считают аналитики РБК и независимые
эксперты подобный прогноз чересчур оптимистичен и возможно потребуется
более длительное восстановления для российского автомобильного рынка.
Эксперты
"Автостат" заявили о восстановлении отечественного авторынка к 2012
году. К подобному выводу аналитики пришли в своем годовом справочном
издании "Автомобильный рынок России - 2009", в котором отражены
окончательные итоги ушедшего года, приводятся данные производства,
продаж и парка автомобильной техники на начало 2009 года.
По
данным "Автостата", рекордный для России прошлогодний объем продаж в
2,81 млн. новых легковых автомобилей, позволил обогнать такие
признанные автомобильные державы как Великобритания, Италия, Франция и
Бразилия, оставив впереди только США, Китай, Японию и Германию. По
итогам прошлого года отечественный авторынок поднялся на второе место в
Европе и пятое в мире, но в начале нынешнего года последовал откат на
пятую строчку в Европе и девятую в мире. При подобном дальнейшем
развитии событий в нашей стране возможно еще более сильное проседания
отечественного авторыка.
Как сообщил директор "Автостат" Сергей
Целиков, на развитие авторынка в среднесрочной перспективе будут
воздействовать две основные силы. С одной стороны в России ухудшается
общая экономическая обстановка, растет безработица, снижаются реальные
доходы населения и практически обвалился рынок автокредитования. С
другой стороны автомобилизация населения еще достаточно низка. По
последним данным на каждую 1000 россиян сейчас приходится лишь 225
легковых автомобилей, что в 2-3 раза меньше, чем в европейских странах.
Кроме того, парк автомобильной техники у нас более старый, чем во
многих развитых странах. "Средний возраст 12 лет, тогда как в
европейских странах он колеблется в диапазоне от 7 до 10 лет. Почти
половина парка ТС находится в возрастной категории старше 10 лет, а
15-20% парка вообще требует немедленной утилизации", - сказал Сергей
Целиков. По его мнению, сейчас нужны быстрые и решительные действия
правительства по поддержке отечественного рынка.
Как заключают
специалисты "Автостата", восстановление российского авторынка до уровня
2008 года произойдет лишь через 3-5 лет. Так, согласно оптимистическому
сценарию объем продаж новых автомобилей в 2,8 млн. единиц будет
достигнут к концу 2011 года. Пессимистический сценарий говорит о том,
на параметры прошлого года будут достигнуты не ранее 2013-2014 годов.
При среднем прогнозе, рекорд ушедшего года будет повторен только в 2012
году. Несмотря на столь долгосрочные прогнозы по восстановлению
авторынка, по мнению аналитиков РБК и независимых экспертов выход из
кризисного падения может оказаться более затяжным. "Принимая во
внимание, что прогноз "Автостата" составлялся без учета результатов
первого квартала 2009 г., я считаю, что этот прогноз, увы, далек от
реальности, - говорит ведущий аналитик департамента консалтинга РИА
"РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская - Право на существование имеет
только их пессимистический прогноз - 1600 тыс. новых автомобилей в 2009
г., это близко к прогнозу Департамента консалтинга РБК - 1478 тыс.
новых автомобилей., что на 46% меньше 2008 г. (если брать за итог
прошлого года 2743 тыс. новых автомобилей)".
Не согласен с
прогнозом "Автостата" и независимый автомобильный эксперт Константин
Прохорцев. "Российский автомобильный рынок может начать
восстанавливаться в более трудных условиях, чем рынки Европы и Северной
Америки, - рассуждает эксперт. - До сих пор продолжается стремительное
падение продаж, которое усиливается с каждым месяцем. Пока рынок не
достигнет дна, говорить о его восстановлении к 2012 году слишком
преждевременно, поскольку будущие реалии могут оказаться более
пессимистичными". Как отмечает Анна Синявская, в ближайшие годы
экономическая ситуация в России будет очень трудной, доходы будут
падать, ставки по автокредитам - расти, поэтому рост в 2009-2010 гг.
маловероятен. "Предполагаю, что розничные цены будут постепенно расти,
к концу 2009 г. они вырастут на 20-35% в зависимости от марки машины, -
считает аналитик РБК. - Рынок первичного спроса на автомобили в России
закончился, начинается рынок покупателя. Поэтому сейчас производителям
и дилерам придется очень серьезно перестраивать свою работу,
ориентируясь на потребности своих покупателей и их изменившиеся доходы.
Эра бурного роста рынка только за счет продаж новых машин закончилась".