Авторынок России отброшен на 5 лет назадВ России от кризиса регионы страдают гораздо сильнее
чем финансовые центры страны. Несмотря на то, что кредит ударил, как
считается, по банковской и финансовой системе, крупные города, где
сосредоточены банки не испытывают таких проблем, как регионы. Впервые
Москва и Петербург впервые заняли более половины российских продаж
иномарок. Общее падение рынка иномарок по итогам
I квартала нынешнего года составило 38,6%. При этом в центре России
продажи сократились на 33,8%, а на северо-западе всего на 29,5%. Эти
сведения приводятся в новом ежемесячном обзоре автомобильного рынка
России, подготовленном аналитическим агентством Автостат. Как отмечают
специалисты, ситуация и дальше будет развиваться по новому сценарию и
регионы будут проседать гораздо сильнее по сравнению с Москвой и
Санкт-Петербергом.. Аналитики отмечают, что наиболее
сильно от кризиса пострадали авторынки на Урале (-50,1%), в Поволжье
(-47,5%), на Дальнем Востоке (-46,7%) и на юге России (-44,9%). Так,
например, в Ростовской области за первые три месяца 2009 года было
продано 6730 новых иномарок – на 55,4% меньше, чем годом ранее. В
Свердловской области падение составило 52,5% – там реализовано 9260
автомобилей иностранных марок. Чуть меньший уровень снижения продаж
отмечен в Татарстане (-49,4%, 6870 машин) и Башкортостане (-48,1%, 5600
автомобилей). Значительно "сдали позиции" крупнейшие рынки Приволжского
ФО - Самарская и Нижегородская области, где продажи иномарок в I
квартале снизились на 45,9% (до 7870 автомобилей) и 42,1% (до 7230
единиц) соответственно. А в Пермском крае наблюдается рекордное падение
реализации новых иномарок - местным дилерам удалось продать всего 3490
машин, что на 66,2% ниже показателя за аналогичный период прошлого
года. В то же время несколько лучше обстоят дела у
дилеров Москвы (-34,5%, 137550 автомобилей) и Санкт-Петербурга (-31%,
31350 машин). Кстати, на их долю сейчас приходится 52% от общего объема
продаж иномарок – 40,8% и 11,2% соответственно. Годом ранее их доля в
общей структуре региональных продаж была на несколько процентов меньше.
Таким образом, число иномарок, проданных в двух столицах, впервые
превысило объемы реализации во всех остальных регионах. Среди крупных
российских регионов специалисты агентства "Автостат" выделяют только
Краснодарский край, где показатели реализации новых иномарок оказались
лучше, чем в среднем по рынку, – 32,7% и 8450 машин. Аналитики также
говорят о наметившейся тенденции увеличения доли продаж новых иномарок
в Сибири и на Дальнем Востоке. Хотя в абсолютных значениях на эти два
федеральных округа пока приходится менее 5% рынка новых иномарок. Как
считает ведущий аналитик департамента консалтинга РИА
"РосБизнесКонсалтинг" Анна Синявская, продажи новых иномарок будут и
дальше сокращаться, поскольку снижается платежеспособный спрос со
стороны населения. "Проще говоря, людям не на что покупать машины,
кроме того, доходы сокращаются, безработных становится все больше и
больше, - отмечает Анна Синявская. - Кроме того, в мае-июне вырастут
цены на автомобили, поскольку у дилеров заканчиваются старые запасы,
сделанные еще до введения новых пошлин и по старым ценам. Трудно
сказать, в каком именно регионе это будет сильнее ощущаться, могу
сказать только общие ориентиры: количество безработных, состояние
кредитной системы, уровень доходов населения". По
мнению аналитика РБК каждый регион надо оценивать именно с помощью этих
трех показателей. Конечно, есть еще и специфика, присущая каждому
конкретному региону. Например, Дальний Восток традиционно мало
потреблял новых иномарок, в основном это были подержанные праворульные
машины. "Рынок новых иномарок сократится в 2009 г. примерно на 46-48%,
а учитывая состояние регионов, можно прогнозировать, что в целом в
регионах продажи новых иномарок сократятся на 56-58% по сравнению к
аналогичному периоду 2008 г.", - говорит Анна Синявская. Что
касается дальнейших прогнозов, то, по мнению специалистов, рынок
возвращается в 2004-2005 гг. (по объему продаж новых иномарок и по
географической централизации - тогда на Москву и Санкт-Петербург
приходилось около половины всех продаж новых иномарок). "Это
естественно, поскольку в двух столицах уровень доходов и возможность
взять автокредит гораздо выше, чем в большинстве регионов, отмечает
Анна Синявская. -Что касается рынка в целом - довольно пессимистичные
ожидания, поскольку предпосылок для роста продаж новых автомобилей
крайне мало". Никита Афанасьев
|