Правительство предложило льготный кредит покупателям автомобилей
российской сборки стоимостью до 350 тыс. руб. В перечень включено
несколько иномарок. Попробовав приобрести машину по госпрограмме,
корреспондент "Денег" убедился в том, что она придумана для отвода
глаз. Цель программы - поддержать не спрос на народные автомобили, а
только АвтоВАЗ: заявленные в перечне иномарки чаще всего или не
вписываются в него по цене, или попросту отсутствуют в продаже.
Народный автомобиль
Каждая
страна в эпоху экономического торможения спасает свой автопром
по-своему. В США, например, автозаводам выделили $35,4 млрд, а в
Германии каждому автомобилисту, желающему утилизировать свой автомобиль
старше 10 лет, государство доплачивает €2,5 тыс. Российское
правительство пошло другим путем, решив субсидировать автокредиты на
произведенные в стране автомобили ценой до 350 тыс. руб. Мера, по
расчетам Минпромторга, обойдется государству в 6 млрд руб. Покупатель
сможет получить рублевый кредит с годовой ставкой 6,33% (Сбербанк) или
9,33% (ВТБ 24 и Россельхозбанк). Ставки разные потому, что банк
кредитует население по собственной ставке, а государство доплачивает
банку за покупателя автомобиля 8,67% годовых (это две трети ставки ЦБ
РФ). Например, в случае Сбербанка получается, что из банковских 15%
вычитается 8,67%. На первый взгляд выгодно, ведь в среднем рублевый
автокредит стоит около 20% (если не учитывать спецпредложений салонов и
производителей). О вступлении программы в силу госканалы начали
рапортовать еще за неделю до того, как банки стали принимать заявки на
льготный кредит. Быстрее других на программу среагировал ВТБ 24. 9
апреля он показательно выдал первый льготный кредит в России: москвичка
Юлия получила васильковую Skoda. "Для нас запуск совместной программы
такого уровня не является единичной акцией, опыт уже есть,- объясняет
вице-президент, начальник управления автокредитования ВТБ 24 Алексей
Токарев.- Вопросы по льготной программе в наш call-центр стали
поступать еще в феврале, когда ее обсуждали в правительстве. Обычно на
старт такой масштабной программы требуется две-три недели. Сейчас
кредиты выдаются уже во всех регионах. Всего по России будет выдано
90-100 тыс. льготных автокредитов, из них мы рассчитываем выдать
порядка 35-40 тыс.".
ВТБ 24 за первые четыре дня действия
программы принял уже 370 заявок на новый продукт. Это, по словам
Алексея Токарева, "быстрая реакция". Сбербанк и Россельхозбанк не
ответили на запрос "Денег" о том, сколько заявок они получили. Эксперты
отмечают, что у госбанков есть повод для осторожности: пока ни копейки
из бюджета на субсидирование кредитов им не переведено, первый транш
ожидается только 19 мая. "Мне кажется, в ближайшие месяц-два банки
будут искусственно сдерживать количество выдаваемых кредитов по
льготной госпрограмме,- говорит генеральный директор Центра
автомобильных кредитов Дмитрий Ерохин.- Когда банки увидят, что
правительство выплачивает субсидии, кредиты они будут выдавать намного
охотнее".
Путаница в филиалах
Требования к заемщику -
возраст старше 21 года, непрерывный стаж на одном месте работы больше
полугода, белая зарплата. Я этим критериям соответствую и решаю для
начала попробовать получить ссуду под 6,33% в Сбербанке.
Хотя я
и оценил работу вежливой девушки на пять (теперь у них такой обычай -
спрашивать оценку клиента), отделение, в котором можно оформить
господдержку, она назвала неправильно. Это выяснилось в самом
отделении, где кредита мне не дали, зато посоветовали обратиться в
отделение в Газетном переулке, что я и сделал. Мне повезло, что
подсказали: отделения в Газетном переулке не значилось даже в списке
московских отделов кредитования физических лиц, размещенном на сайте
Сбербанка. А где еще можно подать заявку на льготный кредит, мне так и
не смогли ответить. В Газетном еще сохранилась традиция закрываться с
двух до трех на обед, но, когда перерыв кончился, приняли меня довольно
быстро. Увы, я не подошел банку, потому что официально стаж в моей
трудовой книжке прерывался на 35 дней в декабре 2008 года. Несмотря на
то что подтвердить свой доход я смог и на этот период, заявку у меня не
приняли.
Россельхозбанк будет сговорчивей, подумал я,- и ошибся.
Банку не понравилось, что живу в Москве по временной регистрации.
Похоже, все их аграрии прописаны внутри Садового кольца. Меня отправили
по месту прописки, в тульский филиал. По телефону тульский
Россельхозбанк пообещал принять заявку и рассмотреть ее за семь дней:
"Приходите хоть сейчас в отделение на проспекте Ленина". Московский ВТБ
24 на Зубовском бульваре показался мне ближе.
Хотя некоторая
путаница с отделениями есть и в этом банке (разные сотрудники говорили
мне то о трех, то об одном отделении, где можно оформить господдержку),
все же удалось выяснить, что дорога одна - в филиал на "Парке
культуры". Я пришел в 9 утра и еще полчаса дожидался открытия:
call-центр напутал и здесь, на этот раз с расписанием. Заявку приняли,
на это ушло около часа. Решение о кредите пообещали выдать через два
дня. Сразу посчитали переплату: проценты по кредиту за два года
составят 31,5 тыс. руб., комиссия за выдачу - еще 6 тыс. руб. В кредит
я получу 245 тыс. руб. - это 70% стоимости автомобиля, еще 105 тыс.
(30%) я должен заплатить в качестве первоначального взноса официальному
дилеру. Еще 10% стоимости автомобиля придется сразу отдать за
страховку. Итого в самом начале придется заплатить 146 тыс. руб. Потом
24 месяца (еще один вариант - кредит на год, я решил не прибегать к
нему) платежей по 11,674 тыс. руб. в месяц, и я расплачусь за хэтчбек
Skoda Fabia с двигателем 1,2 литра мощностью 70 лошадиных сил.
Совсем отечественное
Льготная
программа рассчитана на "самый массовый сегмент - ниже среднего
класса", объясняют мне в ВТБ 24. "Минимальная зарплата для получения
кредита по льготной программе должна быть не менее 15 тыс. руб.",-
говорит Алексей Токарев. Гендиректор Центра автомобильных кредитов
Дмитрий Ерохин замечает, что человек с такой зарплатой может
претендовать только на вазовскую "семерку", самую дешевую машину в
списке. Хотя, конечно, непонятно, как он и за нее-то будет
рассчитываться.
В правительственном перечне автомобилей,
попадающих в программу, из 29 наименований 22 начинаются со слова Lada.
Остальные семь - это UAZ Hunter, Chevrolet NIVA, Renault Logan, Skoda
Fabia, FIAT Albea, Ford Focus и Kia Spectra. Федеральная
антимонопольная служба еще в марте грозилась подать в суд на
разработчиков списка за ограничение конкуренции: в перечень не попала
ни одна модель заводов "Автотор" и ТагАЗ (могли бы подойти Chevrolet
Aveo и Hyundai Accent). Минпромторг нашел аргументы, обосновывающие
барьер, который не пускает эти автомобили в список. "Речь идет о
поддержке автопроизводителей, изготавливающих продукцию на территории
России,- говорится в ответе Минпромторга на запрос "Денег",- и взявших
на себя обязательства по локализации производства в рамках
инвестиционных соглашений". Добавленная стоимость автомобилей,
производимых в режиме "промышленная сборка", должна составить более 50%
от стоимости применяемых комплектующих, продолжает Минпром, "по мере
выхода на запланированные мощности и достижения уровня локализации,
закрепленного в инвестиционных соглашениях". У заводов, не попавших в
список, "либо отсутствуют инвестиционные соглашения, налагающие
определенные обязательства по локализации, либо их продукция не
попадает в сегмент до 350 тыс. руб. и потенциал снижения стоимости
отсутствует".
Несмотря на некоторую зыбкость аргументации,
список был утвержден Минюстом, и претензии ФАС, похоже, отпали.
Начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов
сообщил "Деньгам", что его ведомство с Минпромторгом не судится, а идет
обычный "рабочий процесс", не уточнив, что это за процесс. В
министерстве добавили, что в перечне возможны изменения, но пока
неизвестно какие.
Однако понятно и сейчас, что список в нынешнем
виде предоставляет преимущества не всем автомобилям российской сборки,
а ВАЗу. Других внятных объяснений, почему была установлена ценовая
планка 350 тыс. руб., нет. По данным ВТБ 24, кредиты, выданные на
автомобили сегмента до 350 тыс. руб., составляют 10-15% от всего
портфеля автокредитов банка - это далеко не самый массовый сегмент,
который бы, по логике, следовало поддерживать, если бы мы во главу угла
ставили именно стимуляцию народного спроса на автомобили. Самый
массовый спрос - на кредиты 500-600 тыс. руб. Средний автокредит по
Москве, рассказывает мне Дмитрий Ерохин, в 2008 году составил $22 тыс.
(по старому курсу - как раз около 600 тыс. руб.), а в 2009-м прогноз
среднего кредита - 400 450 тыс. руб.
"Всего на отечественном
рынке продажи автомобилей ВАЗ составляют порядка 25%,- анализирует
Алексей Токарев.- По льготному кредитованию соотношение будет иное:
думаю, что большую часть здесь составят как раз отечественные машины".
Продолжив эксперимент, я понимаю: слова эксперта справедливы еще и
потому, что большинства из заявленных в списке иномарок, как это ни
забавно, просто нет в продаже.
Реальные ставки
Из
попавших в перечень иномарок мне особенно интересны Skoda и Ford - хотя
бы потому, что они, как заявляется, снизили цены на свои базовые
модели, чтобы вписаться в программу, в отличие от Renault, FIAT и Kia,
которые и до госльготы стоили меньше 350 тыс. руб.
Если я куплю
малолитражку Skoda, государство вложит в мой первый автомобиль 24 тыс.
руб., помогает мне с подсчетами Дмитрий Ерохин. Именно в такую сумму
выливаются 8,67%, которые субсидирует государство за два года расплаты
по кредиту. Поскольку льготный кредит у меня почти в кармане, я звоню
официальному дилеру Skoda, и расчеты разбиваются о реальность. "У нас
нет Skoda Fabia в базовой комплектации,- отвечают мне в салоне.- Когда
будет и будет ли вообще - неизвестно. У других дилеров его тоже нет".
Горячая линия Skoda отказывается в это верить: "Вы можете оформить
заказ у любого официального дилера, и автомобиль будет доставлен вам
примерно в течение месяца". Думая, что в первый раз я попал к
нехорошему дилеру, звоню другому "официалу". Там даже мои ссылки на
горячую линию не вызывают доверия. "Автомобилей у нас таких нет. Skoda
Fabia стоит от 364 тыс. руб. и в программу не попадает. Мы не получали
официальных писем от банка",- объясняют мне. Остается только гадать,
где же москвичка Юлия из показательного телерепортажа мучительно
выбирала между ярко-алой и васильковой Fabia.
С Ford Focus тоже
неудача, хоть и менее драматичная. В салоне мне говорят, что ни у
одного из дилеров сейчас машины в такой комплектации нет, но, если
заплатить 12 тыс. руб., можно оформить заказ. Тогда автомобиль,
возможно, привезут к декабрю. Но в таком случае придется отказываться
от моего нынешнего кредита, а новый оформлять в ноябре.
Обойти
унизительные ограничения по комплектации и купить те же Ford или Skoda
с кондиционером и другими радостями (такие модели в салонах имеются)
нельзя: банк не прокредитует покупку на зафиксированные 350 тыс. руб.,
даже если я сам, без кредита, доплачу разницу. Дополнительные опции к
унылой "базе" можно установить только после покупки автомобиля, что
всегда дороже.
Мое удивление нарастает, когда я обнаруживаю, что
такая же ситуация и с внедорожниками. По поводу Chevrolet-Niva мне
говорят, что сейчас их нет в московских салонах: модель проходит
рестайлинг и появится только через месяц-два по цене не ниже 390 тыс.
руб. Базовая комплектация UAZ Hunter - от 363 тыс. руб. Реальные
предложения есть только по трем иномаркам - Renault Logan, Kia Spectra,
FIAT Albea - тут я смогу выбрать даже цвет, хотя мне советуют Kia,
потому что у нее цена 347 тыс. руб. уже с двумя подушками, четырьмя
электростеклоподъемниками и литыми дисками. При этом - что и
требовалось доказать - все модели Lada из списка в салонах имеются и по
льготной программе можно взять даже самую дорогую Priora с
климат-контролем.
"Думаю, иномарки получат от льготной программы
больше пиара, чем реальных продаж, - объясняет мне Дмитрий Ерохин.-
Занижать цену и продавать машины в базовой комплектации невыгодно. А
покупатель, не найдя в салоне нужной ему для госльготы комплектации,
согласится воспользоваться собственной программой кредитования
производителя".
И правда, получается, что, если ты действительно
хочешь иномарку, а не декларацию, лучше воспользоваться скидками
производителей и купить машину хоть дороже, но выгодней.
"Сейчас
на рынке еще много новых автомобилей 2008 года выпуска, на которые
дилеры предоставляют хорошие скидки - 10-20%. Соответственно, покупая
автомобиль со скидкой, можно компенсировать переплату по более высоким
кредитным ставкам".
Простой подсчет. Субсидия, выплачиваемая
государством по льготной программе, составляет около 7% стоимости
автомобиля. Если же производитель готов скинуть сам 10%, этот дисконт
перекроет выгоду от правительственной льготы. При этом собственные
предложения производителей и дилеров не привязывают покупателя к
базовым комплектациям. Например, Hyundai предлагает кредит на все
модели 2008 года с рублевой ставкой 8,5% годовых при первоначальном
взносе 30% на срок до трех лет. Я уже присмотрел себе Getz за 407 тыс.
руб. Хоть это и не совсем патриотично: он корейской сборки. Зато с
кондиционером.