Министерство промышленности и торговли РФ предложило «перенести»
средства, выделенные на субсидирование автомобильных кредитов, на 2010
год.
Напомню, что всего на субсидирование процентных ставок по
кредитам решением правительства было выделено 2 млрд. рублей. Теперь
Минпромторг России - администратор расходов по этой статье – говорит,
что в 2009 году он просто не успеет, как говорили в советские времена,
освоить средства.
После обычных бюрократических преамбул,
иллюстрирующих заботу чиновников о народе, Минпромторг в своем
пресс-релизе излагает причины, побудившие его просить о переносе.
Во-первых, говорится в документе, «программа в полную силу заработала
со второго полугодия». Это, мягко говоря, не вполне соответствует
истине. Мониторинг, проводимый министерством с подведением итогов раз в
неделю свидетельствует, что в период с мая по настоящее время темпы
выдачи кредитов не проявляли тенденций к росту.
Их изменения
если и можно ожидать, то ближе к концу месяца. Это вполне объяснимо: на
подготовку всех документов, обеспечивающих изменение условий
кредитования, чиновникам и банкирам потребовалось полтора месяца, и они
вступили в действие только с 14 августа. Еще больше времени заняла
подготовка «исходной» программы. Так что из информации Минпромторга
нужно выбросить слова «в полную силу»: до начала мая программа просто
не работала.
Второй тезис министерства: «практика реализации
программы льготного кредитования показала, что использование средств
носит неравномерный характер: с пиком в 2010 году и последующим
постепенным снижением к 2012 году». Практика, если судить по
результатам того же мониторинга, пока ничего не показала, да и показать
не могла. Число выданных кредитов растет практически линейно, и делать
какие-то прогнозы на их основе невозможно.
В заявлении министерства говорится: «объем финансирования в размере 1 млрд. рублей на 2009 год позволит в полной мере компенсировать проценты по кредитам всем гражданам,
приобретающим автомобиль по программе льготного автокредитования. Даже
с учетом расширения перечня автомобилей, на которые распространяются
льготы». Вот в этом можно не сомневается. Если чиновники увидят, что
средств не хватает, банки, участвующие в программе, просто ужесточат
требования к заемщикам, и станут выдавать меньше кредитов. В результате
прогноз чиновных аналитиков блестяще подтвердится.
Между тем, в
СМИ появились сведения, что программу субсидирования автокредитов
планируется вообще отменить. Это подтверждается и данными «Делового
АвтоКлуба»: в приватном разговоре «информированный источник»
обмолвился, что в ближайшее время правительство будет рассматривать
вопрос о пролонгации действия программы на 2010 год. Из чего следует,
что эта пролонгация вполне может не состояться, и в будущем году
программы льготного автокредитования просто не будет.