Иностранные автомобили, которые должны были подешеветь на треть с 1
сентября, в цене все же не упадут. Пошлины на иномарки, истекающие в
конце лета, продлят в ближайшее время. Единственное конкурентное
преимущество отечественного автопрома – жесткую господдержку – отменять
не будут.
Комиссия по защитным мерам во внешней торговле при
правительстве в скором времени примет решение о продлении срока
действия 30-процентного налога на ввоз новых иномарок. Минпромторг
подготовил к заседанию комиссии, которое состоится в конце августа,
презентацию, в которой расписаны преимущества налога на импортные
машины. Аргументы ведомства, оказавшиеся в распоряжении газеты
“Коммерсант”, свидетельствуют о том, что пошлины на ввоз иномарок не
снизят и тем более не отменят. Более того, существует вероятность, что
их продлят на постоянной основе (сейчас они действуют на временной
основе).
Ожидаемые шаги
12 января 2009 года вступило в силу
постановление правительства Российской Федерации от 10 декабря 2008 г.
№ 943 “О внесении изменений в пункт 11 Положения о применении единых
ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых
через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для
личного пользования”. Данная мера планировалась как временная сроком на
девять месяцев и была направлена на поддержку внутреннего рынка.
В
презентации к заседанию говорится о том, что “введение пошлин привело к
преобладанию производства автомобилей внутри России над их импортом и
росту доходов бюджета за счет большего сборка таможенных платежей”.
Благодаря пошлинам, которые “запустили” в декабре прошлого 2008 года,
“производство машин, произведенных внутри России (как отечественных,
так и иномарок), теперь преобладает над импортом (до кризиса ситуация
была обратной), сокращение персонала в автопроме происходит планомерно,
а федеральный бюджет наращивает доходы за счет повышенных таможенных
сборов”.
Ведомство отмечает преимущества господдержки.
Во-первых, объемы выпуска машин на территории страны падают медленнее,
чем объемы импорта – соответственно, сокращение персонала на российских
автомобильных предприятиях протекает медленнее. Раньше в
автомобилестроении было занято 491,1 тыс. человек. Сейчас в отрасли
трудоустроено 410 тыс. человек. Минпромторг заверяет, что пошлины
сохранили тысячи рабочих мест. Если бы не барьер на пути импорта, то
увольнения были бы куда масштабнее, а численность рабочих сократилась
бы до 342,1 тыс.
Во-вторых, по мнению чиновников из
Минпромторга, от увеличения пошлин также выиграл бюджет. Так, за
истекший период текущего 2009 года в государственную копилку накапало
на 2,7 млрд рублей больше, чем в 2008 году. И это при том, что пошлины
и падение рынка снизили импорт на 58%. Сборы от пошлин на новые
автомобили дали богатый урожай.
Автолюбители в убытке
“В целом действия Минпромторга ожидаемы”,
– сообщил GZT.RU Михаил Ганелин, аналитик ИК "Тройка Диалог". Он
считает: было понятно, что действие пошлин продлится отнюдь не год.
“Рынок в упадке, оживления не видно”, – говорит Ганелин, отмечая, что
за последний месяц наметилась тенденция, что российские бренды
увеличили продажи. “Это более связано с девальвацией рубля, но пошлины
тоже сыграли свою роль”, – заявляет аналитик.
Если брать
региональный срез, то больше всего от поддержки внутреннего рынка, по
мнению Ганелина, пострадал Дальний Восток. Импорт подержанных машин,
кормивший весь регион, в 2009 году практически вымер, сократившись с
$3,3 млрд до всего $0,1 млрд. Но в самом большом убытке по-прежнему
находятся обычные россияне. Ведь при покупке стандартной иностранной
малолитражки с двигателем 1,4 л в возрасте от трех до пяти лет людям,
стремящимся хотя бы к минимальному уровню автомобильного комфорта,
придется отдать государству дополнительно 2380 евро. Если же речь идет о машине с двигателем 2,0 л,
дополнительные расходы возрастают до 5400 евро. И самое тяжелое бремя
ложится на водителей, покупающих мощные иномарки: за роскошь езды на
машине с двигателем 4,0 лпридется отдать дополнительно 14400 евро – эта
сумма сопоставима со стоимостью новой машины российского производства.
Железобетонные аргументы
Минпромторг
сообщает, что в январе и июне 2009 года в России был примерно равный
объем продаж — немногим более 100 тыс. автомобилей (новых и
подержанных). В январе автомобили, произведенные в России, “отхватили”
43% продаж, в июне их доля выросла до 61%. В результате поддержки
внутреннего рынка выпуск машин внутри России теперь преобладает над их
импортом. Для сравнения: в январе ввезено 31,2 тыс. новых иномарок, а в
России собрано 18,2 тыс. машин. В июне импорт 37,2 тыс. автомобилей,
собрано 58,8 тыс. автомобилей.
Теги: автомобиль, иностранный автомобиль, иномарка, продать иномарку, купить иномарку, продать автомобиль, купить автомобиль, таможенная пошлина, налог на автомобиль, налог на иномарку, авторынок, рынок автомобилей Иномарки на рынке автомобилей, продажа автомобилей, импорт автомобилей.