На чем будем ездить после кризиса?
Пока россияне не слишком активно покупают новые авто. Но кризис
когда-нибудь да закончится. И тогда, по данным опроса Nielsen,
автолюбители отдадут предпочтение таким маркам, как Toyota, Ford и
Hyundai. Автомобили российского производства находятся только на 13-м
месте в этом рейтинге. При этом автолюбители стали все чаще
задумываться о покупке новой машины
Российский
авторынок в кризис упал сильнее других, но когда-нибудь и он начнет
восстанавливаться. Вот тут-то и возникнет вопрос, а какую машину
выберут наши граждане, как только у них появится возможность купить
"железного коня"? Расспросить автолюбителей об их предпочтениях решила
компания Nielsen.
Оказывается, свои преференции россияне отдают автомобилям класса SUV
(от Sport Utility Vehicle - "практичный спортивный автомобиль" -
маркетинговый термин для автомобиля, имеющего кузов "универсал" и
систему полного привода, он же кроссовер, часто в устной речи
называется и внедорожником).
Так
вот, автомобили SUV выберут 81% из тех, кто намерен покупать машину в
ближайшие 1-2 года. Следующие по популярности в стране автомобили С
класса (по европейской классификации это гольф-класс, компактный
автомобиль, куда относятся Chevrolet Lacetti, Kia Spectra, Audi A3,
Toyota Corolla, Renault Megane и т.д.) - за них голосуют 57%
опрошенных. За машины классов D (средний класс, семейный автомобиль,
например, BMW 3-й серии, Ford Mondeo, Opel Vectra и т.д.) и B (малый
класс, например, Chevrolet Lanos, Renault Logan, Volkswagen Polo, а
также отечественные Lada Priora и Kalina) "проголосовали" 32% и 29%
соответственно (респонденты могли выбирать несколько вариантов ответов).
Среди
марок автомобилей, которые жители крупных городов рассматривают в
качестве новой покупки, лидируют Toyota (24%), Ford (23%), Hyundai
(17%), Nissan (17%) и Honda (16%). Автомобили отечественного
производства находятся на 13-м месте в этом списке.
Впрочем, в
результатах выбора все еще ощущается холодное дыхание кризиса. Ведь в
числе докризисных фаворитов было больше премиум-марок. Как признали 18%
участников опроса, они были вынуждены изменить свой выбор из-за
изменившихся экономических условий.
На уровне модели автомобиля в список лидеров предпочтений вошли Ford
Focus (14%), Chevrolet Lacetti (9%), Opel Astra (9%), Toyota RAV4 (8%),
Honda Civic (8%) и Toyota Corolla (8%). Более трети респондентов
наиболее вероятной покупкой для себя считают автомобиль с кузовом седан
или SUV (36% и 29% соответственно). Причем, среди тех, кто изменил свои
предпочтения в связи с экономической ситуацией, большинство
проголосовали за SUV.
Примечательно,
что автомобилисты в целом все более оптимистично оценивают ситуацию в
стране, собственное материальное положение, а следовательно, все чаще
задумываются о покупке нового авто.
Если в апреле 2009 года, 83% опрошенных автовладельцев (в городах с
населением свыше 100 тыс. человек) оценивали ситуацию в стране как
период экономического спада, то в июле таковых было 68%, а в октябре
2009 года уже 54%.
Улучшения
в экономике страны ожидает каждый второй (51%) опрошенный в октябре
2009 (в июле 2009 - 39%). Улучшения экономического положения своей
семьи ожидают 50% опрошенных в октябре 2009 (в июле - 42%).
Рост уверенности в собственных финансах на ближайший год сказывается и
на готовности автовладельцев брать кредиты и платить по ним. В новых
условиях все большее количество опрошенных планируют замену машины,
рассчитывая на поддержку банков. Если нынешняя машина куплена "на свои"
у 62% участников исследования, то лишь 42% из тех, кто планирует
покупку/замену автомашины в ближайшие 1-2 года, намерены покупать авто
за счет собственных средств.
В октябре 2009 года число автомобилистов, которые планируют покупку
машины в ближайший год и намерены следовать своему выбору (не
переключаясь на недорогие модели), составило 37%. В апреле, когда был
зарегистрирован самый глубокий спад в настроениях автовладельцев,
аналогичный показатель составлял 29%.
Интересно,
что по данным октябрьского опроса каждый пятый (18%) из тех, кто
планировал покупку автомобиля в ближайшие год-два, собирался приобрести
автомобиль в качестве дополнительной машины для семьи.
В общем и целом, растущий оптимизм автолюбителей позволяет экспертам Nielsen прогнозировать, что потребительский спрос на новые
машины в крупнейших городах России может начать восстанавливаться уже в 2010 году.
Помимо
прочего автомобилистов расспросили о том, сколько в среднем они тратят
на бензин, и как выбирают автозаправки. В октябре 2009 года средняя
сумма расходов респондентов за одну заправку составила 685 рублей, что
на 6% больше, чем в летом (645 рублей по данным аналогичного опроса в
июле 2009).
Лидерами по посещаемости (которые респонденты
посещали за последние 3 месяца) в крупных городах являются
автозаправочные станции ЛУКОЙЛ, ТНК и Роснефть. При этом, при выборе
автозаправок подавляющее большинство автомобилистов, ориентируются в
первую очередь на: стабильное качество топлива (97% респондентов
отметили этот фактор как важный или очень важный), хорошее соотношение
цены и качества (94%) и быстрое обслуживание при отсутствии очередей
(90%).
|