Генератор - Схемы электрические <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Энциклопедия ремонта автомобиля
Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Автомобиль [53]
Кузов автомобиля [30]
Двигатель [27]
Трансмиссия [15]
Ходовая [25]
Система питания двигателя [3]
ЭСУД [20]
Система зажигания [23]
В помощь автомобилисту [10]
Разное [16]
Схемы электрические [31]
Приспособления для обслуживания и ремонта [5]
Система выпуска отработанных газов [6]


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
  • Каталог популярных сайтов
  • Лучшие интернет магазины
  • Инстаграм
  • Лучшие украинские сайты
  • Мобильные операторы России и Украины
  • Самое популярное в сети
  • Обзор онлайн игр
  • Каталог производителей косметики
  • ИВ РОШЕ - КАТАЛОГ
  • Косметические бренды
  • ХУНТА INFORM




  • Приветствую Вас, Гость · RSS 04.12.2016, 16:14
    Главная » Статьи » Схемы электрические

    Генератор
    Генератор

    Особенности устройства. Генератор типа (модели) 37.3701 - переменного тока, трехфазный, со встроенным выпрямительным блоком и электронным регулятором напряжения. Статор 21 (рис. 127) вместе с крышками 1 и 19 стянут четырьмя болтами. Вал 8 ротора вращается в подшипниках 6 и 10, которые установлены в крышках. Питание к обмотке ротора (обмотке возбуждения) подводится через щетки и контактные кольца 5. Трехфазный переменный ток, индуктируемый в обмотке статора,преобразуется
    в постоянный выпрямительным блоком 2, прикрепленным к крышке 1. Электронный регулятор 12 объединен в один блох с
    щеткодержателем и крепится также к крышке 1.

    Схема соединений генератора показана на рис. 128. Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подводится к клемме "В" регулятора через соединенные параллельно контрольную лампу 7 и резисторы 4. После пуска двигателя обмотка возбуждения питается от трех дополнительных диодов, установленных на выпрямительном блоке. При этом
    ток через контрольную лампу не проходит, и она не горит. Управляющее напряжение подается на вывод "Б" регулятора непосредственно от клеммы "30" генератора. Вывод Ш регулятора маркировки не имеет. С ним соединяется щетка 13 (см. рис. 127). Краткая техническая характеристика генератора: Максимальная сила тока отдачи при 13 В и частоте вращения 55
    ротора 5000 об/мин, А

    Пределы регулируемого напряжения, В 14,110,5
    Максимальная частота вращения ротора, об/мин 13000
    Передаточное отношение между коленчатым валом и 1:2,04
    генератором

    Правила проверки и эксплуатации генератора.
    При э к с п л у а т а ц и и , обслуживании и ремонте генератора следует соблюдать нижеприведенные правила, нарушение которых может привести к повреждению регулятора напряжения или вентилей ( д и о д о в ) выпрямителя: вывод "минус" аккумуляторной батареи всегда должен с о е д и н я т ь с я с корпусом, а "плюс" - подключаться к зажиму "30" (9 - см. рис. 127) генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через вентили ( д и о д ы выпрямительного блока) генератора и отказ их в работе; не д о п у с к а е т с я работа генератора с отсоединенной от зажима
    "30" аккумуляторной батареей. Это вызовет возникновение кратковременных перенапряжений на зажиме "30" генератора,
    которые могут повредить регулятор напряжения и электронные у с т р о й с т в а в бортовой с е т и автомобиля; запрещается проверка работоспособности генератора "на искру" даже кратковременным соединением зажима "30" генератора с корпусом. При этом через вентили протекает значительный ток и они пробиваются. Проверять генератор можно т о л ь к о с помощью амперметра и вольтметра; вентили генератора не допускается проверять напряжением
    более 12 В и л и мегомметром, так как он имеет слишком высокое


    Рис. 127. Генератор 37. 3701: 1 - крышка со стороны контактных колец; 2 - выпрямительный блок; 3 - вентиль (диод) выпрямительного блока; 4 - винт крепления выпрямительного блока; 5 - контактное кольцо; 6 - задний шарикоподшипник; 7 - конденсатор; в - вал ротора; S - вывод "30" генератора; 10 - вывод "61" генератора; 11 - вывод "8м регулятора напряжения; 12 - регулятор напряжения; 13 - щетка; 14 - шпилька крепления генератора к натяжной планке; 15 - шкив с вентилятором; 16 - полюсный наконечник ротора; 17 дистанционная втулка; 18 - передний шарикоподшипник; 19 - крышка со стороны
    привода; 20 - обметка ротора; 21 - статор; 22 - обмотка статора; 23 - полюсный наконечник ротора; 24 - буферная втулка; 25 - втулка; 26 - поджимная втулка

    Рис. 128. Схеме соединений генератора: 1 - аккумуляторная батарея; 2 - генератор; 3 - монтажный блок (фрагмент); 4 -
    дополнительные резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 5 - выключатель зажигания (фрагмент); 6 - комбинация приборов (фрагмент); 7 - контрольная лампа разряда аккумуляторной батареи; 8 - вольтметр

    д л я вентилей напряжение и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание); проверять сопротивление изоляции обмотки статора генератора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными от вентилей выводами фазных обмоток;

    запрещается проверка электропроводки автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если
    такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора;

    при электросварке узлов и д е т а л е й кузова автомобиля с л е д у е т отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

    Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения приведены в т а б л . 19.

    Контрольные проверки генератора
    Проверка генератора на стенде. Позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристик номинальным.
    Щетки проверяемого генератора должны быть хорошо притерты к контактным кольцам, а сами кольца должны быть чистыми.

    Устанавливают генератор на с т е н д и выполняют соединения, как указано на рис. 129. Включают электродвигатель стенда, реостатом 5 устанавливают напряжение на выходе генератора 13 В и доводят частоту

    Рис. 129. Схема соединений д л я проверки генератора на стенде: 1 - резисторы по 100 Ом, 2 Вт; 2 - контрольная лампа 12 В, 1,2 Вт; 3 - генератор; 4 - вольтметр; 5 - реостат; б - амперметр; 7 - выключатель; 8 - аккумуляторная батарея

    вращения ротора до 5000 о б / м и н . Дают генератору поработать на этом режиме не менее 2 мин, а з а т ем замеряют с и л у т о к а отдачи. У исправного генератора она д о л ж н а быть не менее 55 А. Е с л и замеренная величина отдаваемого тока меньше, то это говорит о неисправностях в обмотках статора или ротора, о повреждении вентилей или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и вентилей, чтобы о п р е д е л и т ь место неисправности.
    Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения ротора 5000 об/мин. Реостатом 5 устанавливают ток
    отдачи 15 А и замеряют напряжение на выходе генератора, которое  д о л ж н о быть (14,1+ 0,5) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25±10)°С.
    Е с л и напряжение не укладывается в указанные пределы, то заменяют регулятор напряжения новым, заведомо исправным, и
    повторяют проверку. Если напряжение будет нормальным, то, с л е д о в а т е л ь н о , старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и вентили генератора.
     
    Таблица 19
    Причины неисправностей                                                                                                                   Способы устранения
     
     
    Контрольная лампа не загорается при включении зажигания                                                   Перегорание контрольной лампы
    Вольтметр показывает нормальное напряжение при работе                                                     Обрыв в цепи контрольной лампы
    двигателя                                                                                                                               Заменить лампу
                                                                                                                                                 Проверить провод питания и
                                                                                                                                                 его соединения, а также
                                                                                                                                                 надежность контакта между
                                                                                                                                                 выводами патрона лампы и платой
                                                                                                                                                 комбинации приборов
     
    Контрольная лампа горит при работе двигателя. Стрелка                                                        Проскальзывание ремня привода                                                                                                                                                Обрыв или короткое замыкание в 
    вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или                                                     в диодах питания обмотки
    постепенно отклоняется к началу шкалы                                                                                возбуждения
     
     
    Поврежден регулятор напряжения (короткое замыкание
    между выводами "В" и "Ш")
    Обрыв в одном или нескольких вентилях генератора, короткое
    замыкание в отрицательных вентилях
    Обрыв или межвитковое замыкание в обмотке статора,
    замыкание ее на массу
    Отрегулировать натяжение
    ремня
    Заменить поврежденные диоды
    Заменить регулятор напряжения
    Заменить выпрямительный
    блок
    Заменить статор генератора
    Короткое замыкание (на Устранить замыкание или
    корпус) выводов обмотки заменить ротор генератора
    возбуждения
    Контрольная лампа не горит при работе двигателя. Стрелка
    вольтметра находится в красной зоне в начале шкалы или
    постепенно отклоняется к началу шкалы
    Отсутствие контакта между
    выводами "В" и "Ш" регулятора
    напряжения и выводами щеток
    Износ или зависание щеток,
    окисление контактных колец
    Поврежден регулятор напряжения
    (обрыв между выводом "Ш"
    и корпусом)
    Отсоединение провода , от
    вывода "В" щеткодержателя
    Обрыв в цепи между штекером
    "61" генератора и монтажным
    блоком
    Короткое замыкание в
    положительных диодах
    Отпайка выводов обмотки
    возбуждения от контактных колец
    Зачистить выводы "В" и "Ш"
    регулятора напряжения и щеток,
    подогнуть выводы регулятора
    Заменить щеткодержатель с
    щетками, протереть кольца
    салфеткой, смоченной в бензине
    Заменить регулятор
    напряжения
    Присоединить провод
    Проверить провод и его соединения
    от генератора к
    монтажному блоку
    Заменить выпрямительный
    блок
    Припаять выводы или заменить
    ротор генератора
    Стрелка вольтметра находится в красной зоне в конце шкалы при
    работе двигателя
    Поврежден регулятор напря- Заменить
    жения (короткое замыкание между пряжения
    выводом Ш" й корпусом)
    регулятор
    Повышенная шумность генератора
    Ослабление гайки шкива
    генератора
    Повреждение подшипников генератора
    Межвитковое замыкание или
    замыкание на корпус обмотки
    статора (генератор воет")
    Скрип щеток
    Короткое замыкание в одном
    из вентилей генератора
    Подтянуть гайку
    Заменить подшипники
    » статор генератора
    Протереть щетки и контактные
    кольца хлопчатобумажной салфеткой,
    смоченной в бензине
    Заменить выпрямительный
    блок
    Проверка обмотки возбуждения ротора. Обмотку возбуждения
    можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, сняв т о л ь к о
    р е г у л я т о р напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при
    необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца,
    омметром или контрольной лампой проверяют, нет ли обрыва в
    обмотке возбуждения и не замыкает ли она на корпус.
    Проверка статора. Статор проверяется отдельно п о с л е разборки
    генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от
    вентилей выпрямителя. В первую очередь проверяют омметром и л и
    с помощью контрольной лампы и
    аккумуляторной батареи, нет ли
    обрывов в обмотке статора и не
    замыкаются ли ее витки на
    корпус.
    Изоляция проводов обмотки
    д о л ж н а быть без следов
    перегрева, который происходит
    при коротком замыкании в вентилях
    выпрямителя. Статор с
    такой поврежденной обмоткой
    с л е д у е т заменить. Затем проверяют
    специальным д е ф е к т о с к о пом,
    нет ли в обмотке статора
    короткозамкнутых витков.
    Проверка вентилей выпрямительного
    блока. Исправный
    вентиль пропускает ток только в
    одном направлении, неисправный
    может вообще не пропускать ток
    (обрыв цепи) или пропускать ток
    в обоих направлениях (короткое
    замыкание). В случае повреждения
    одного из вентилей выпрямит
    е л я необходимо заменять
    целиком выпрямительный блок.
    Короткое замыкание вентил
    е й можно проверить без снятия
    генератора с автомобиля, предварительно
    отсоединив провода
    от аккумуляторной батареи и генератора.
    Также отсоединяются
    вывод "Б" регулятора напряжения
    от клеммы "30° генератора и
    провод от вывода "В" регулятора
    напряжения. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1-
    5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 130.
    С целью упрощения крепления деталей выпрямителя три
    вентиля имеют на корпусе плюс выпрямленного тока (это вентили
    прямой полярности - положительные). Они запрессованы в одну
    пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом "30"
    генератора. Другие три вентиля (отрицательные) имеют на корпусе
    минус выпрямленного тока. Они запрессованы в другую пластину
    выпрямительного €лока, соединенную с массой.
    Сначала проверяют, нет ли замыканий одновременно в
    положительных и отрицательных вентилях. Д л я этого плюс батареи
    через лампу подсоединяют к зажиму "30" генератора, а минус - к
    корпусу генератора (рис. 130, а ) . Если лампа горит, то и
    отрицательные и положительные вентили имеют короткое
    замыкание.

    Рнс. 130. Схемы д л я проверки
    вентилей выпрямителя:
    а - проверка одновременно
    положительных и отрицательных
    вентилей; б - проверка отрицательных
    вентилей; в - проверка положительных
    вентилей; 1 - аккумуляторная батарея;
    2 - контрольная лампа; 3 - генератор
    Проверить короткое замыкание отрицательных вентилей
    можно, соединив плюс батареи через лампу с одним из болтов
    крепления выпрямительного блока, а минус - с корпусом
    генератора (рис. 130,б). Горение лампы означает короткое
    замыкание в одном или нескольких отрицательных вентилях.
    С л е д у е т помнить, что в этом случае горение лампы может быть
    с л е д с т в и е м замыкания витков обмотки статора на корпус
    генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем
    короткое замыкание вентилей.
    Д л я проверки короткого замыкания в положительных вентилях
    плюс батареи через лампу соединяют с зажимом "30" генератора, а
    минус батареи - с одним из болтов крепления выпрямительного
    блока (рис. 130,в). Горение лампы укажет на короткое замыкание
    одного и л и нескольких положительных в е н т и л е й.
    Без разборки генератора обрыв в вентилях можно обнаружить
    т о л ь к о косвенно при проверке генератора на стенде по
    значительному снижению (на 20-30%) силы отдаваемого тока по
    сравнению с номинальным. Если обмотки, дополнительные д и о д ы и
    р е г у л я т о р напряжения генератора исправны, а в вентилях нет
    короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока
    является обрыв в вентилях.
    Проверка дополнительных диодов. Короткое замыкание
    дополнительных диодов можно проверить без снятия и разборки
    генератора, отсоединив провода от аккумуляторной батареи и
    генератора и провод от вывода " В " регулятора напряжения.
    Плюс батареи через лампу (1-3 Вт. 12 В) присоединяют к
    выводу "61" генератора, а минус батареи - к одному из болтов
    крепления выпрямительного блока. Если лампа загорится, то в
    каком-то из дополнительных диодов имеется короткое замыкание.
    Найти поврежденный диод можно, только сняв выпрямительный
    блок и проверяя каждый д и о д в о т д е л ь н о с т и .
    Обрыв в дополнительных диодах можно обнаружить
    о с ц и л л о г р а ф о м по искажению кривой напряжения на штекере "61",
    а также по низкому напряжению (ниже 14 В) на штекере "61" при
    средней частоте вращения ротора генератора.
    Проверка регулятора напряжения. Работа регулятора
    заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы
    тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение
    генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении
    частоты вращения ротора и тока нагрузки генератора.
    Проверка на автомобиле. Для проверки необходимо иметь
    в с л ь т м е т р постоянного тока со шкалой до 15-30 В, класса т о ч н о с т и
    не ниже 1,0.
    После 15 мин работы д в и г а т е л я на средних частотах вращения
    при включенных фарах замеряют напряжение между клеммой "30"
    и корпусом генератора. Напряжение д о л ж н о находиться в пределах
    13,6-14,6 В.
    В том случае, если наблюдается систематический недозаряд
    и л и перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение
    не укладывается в указанные выше пределы, регулятор напряжения
    необходимо заменить.

    Рис. 131. Схема для проверки
    регулятора напряжения:
    1 - аккумуляторная батарея; 2 -
    регулятор напряжения; 3 - контрольная
    лампа
    Проверка снятого регулятора.
    Регулятор напряжения, снятый с
    генератора, проверяют по схеме,
    приведенной на рис. 131. Его
    лучше проверять в сборе с щеткодержателем,
    так как при этом
    можно сразу обнаружить обрывы
    выводов щеток и плохой контакт
    между выводами регулятора напряжения
    и щеткодержателя.
    Между щетками включают
    лампу мощностью 1-3 Вт, 12 В. К
    выводам "Б", "В" и к массе
    регулятора присоединяют источник
    питания сначала напряжением
    12 В, а затем 15-16 В.
    Если регулятор исправен, то в первом случае лампа д о л ж н а гореть,
    а во втором - нет.
    Е с л и лампа горит в обоих случаях, то в регуляторе пробой, а
    е с л и не горит в обоих случаях, то или в регуляторе имеется обрыв
    или нет контакта между щетками и выводами регулятора
    напряжения.
    Проверка конденсатора. Конденсатор служит для защиты
    электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в
    системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему.
    Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на
    генераторе (ухудшение контакта с корпусом) обнаруживается по
    увеличению помех радиоприему при работающем д в и г а т е л е .
    Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить
    мегомметром или тестером (на шкале 1-10 МОм). Если в
    конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов
    прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в
    сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться
    обратно. Емкость конденсатора 2,2 мкФ + 20%.
    Ремонт генератора. Разборка и сборка генератора. Отсоединяют
    провод от штекера "В* регулятора напряжения. Отсоединяют
    провода регулятора и конденсатора от клеммы "30" генератора и
    отворачивают винты крепления регулятора напряжения. Чтобы не
    сломать щетки при снятии щеткодержателя, вставляют лезвие
    отвертки между корпусом регулятора 1 (рис. 132) и
    щеткодержателем 2 и частично выдвигают регулятор из генератора,
    оставив на месте щеткодержатель. После этого наклоняют и
    извлекают регулятор совместно с щеткодержателем из генератора.
    Снимают конденсатор 20, отвернув винт его крепления.
    Отворачивают гайки стяжных болтов 14 и снимают крышку 11
    генератора вместе с ротором и шкивом. Зажимают ротор в тисках,
    отворачивают гайку шкива и съемником 02.7823.9504 снимают
    шкив с вала ротора. Вынимают из паза на валу сегментную шпонку
    и снимают крышку 11.
    Съемник 02.7823.9504 состоит из двух стальных полуколец,
    которые вкладываются в ручей шкива, и обычного съемника.

    Рис. 132. Детали генератора:
    1 - регулятор напряжения; 2 - щеткодержатель; 3 - колодка вывода дополнительных
    диодов; 4 - изолирующие втулки; 5 - выпрямительный блок; 6 - контактный болт; 7 -
    статор; 8 - ротор; 9 - дистанционная втулка; 10 - внутренняя шайба крепления
    подшипника; 11 - крышка со стороны привода; 12 - шкив; 13 - наружная шайба
    крепления подшипника; 14 - стяжной болт; 15 - передний шарикоподшипник ротора; 16
    - втулка; 17 - крышка со стороны контактных колец; 18 - буферная втулка; 19 -
    поджимная втулка; 20 - конденсатор
    Лапами съемника захватывают полукольца, а болт упирают в торец
    вала генератора. Полукольца имеют такое же сечение, как и
    ремень привода генератора. С одной стороны они соединены
    шарнирно, а с другой снабжены рычагами, которые сжимаются
    рукой при снятии шкива.
    Отворачивают гайки винтов, соединяющих наконечники
    вентилей с выводами обмотки статора, и извлекают статор 7 из
    крышки 17 генератора. Отворачивают гайку контактного болта 6,
    отсоединяют от колодки 3 штекер провода дополнительных диодов
    и снимают выпрямительный блок 5.
    Собирают генератор в обратной п о с л е д о в а т е л ь н о с т и . Несоосность
    отверстий в лапах крышек генератора д о л ж н а быть не более
    0,4 мм. Поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия
    ступенчатую цилиндрическую контрольную оправку, имеющую с
    одной стороны диаметр 12 мм, а с другой 22 мм. Коническая
    пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться
    с гайкой. Гайку шкива затягивают моментом 3,9-9,0 к г с . м .
    Во избежание поломки щеток перед установкой регулятора с
    щеткодержателем на место необходимо не вставлять полностью
    щеткодержатель в регулятор, а лишь частично задвинуть его и в
    таком виде вставить в генератор. После установки щеткодержателя
    на место в крышке генератора легким нажатием на регулятор
    вдвигают его в генератор.
    Замена щеткодержателя. Если щетки износились и выступают из,
    щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то заменяют щеткодержатель
    с щетками. Для замены выдвигают щеткодержатель из корпуса
    р е г у л я т о р а напряжения, нажав на вывод "В". Перед установкой
    р е г у л я т о р а напряжения с новым щеткодержателем на место
    продувают гнездо в генераторе от у г о л ь н о й пыли и протирают от
    масла, смешанного с у г о л ь н о й пылью.
    Замена подшипников ротора. Чтобы извлечь неисправный
    подшипник из крышки со стороны привода, отворачивают гайки
    винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снимают
    шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессовывают подшипник.
    Е с л и гайки не отворачиваются (концы винтов раскернены), то
    спиливают эти концы.
    Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно
    т о л ь к о в том случае, если отверстие для подшипника не
    деформировано. Диаметр отверстия д о л ж е н быть не более 42 мм.
    Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано,
    заменяют крышку новой.
    Подшипник в крышку запрессовывают на прессе и затем
    зажимают между двумя шайбами, стянутыми винтами с гайками.
    После затягивания гаек концы винтов раскернивают.
    При замене подшипника ротора со стороны контактных колец
    необходимо одновременно заменять и крышку, так как если
    подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке.
    Замена дополнительных диодов. Д л я замены отпаивают выводы
    поврежденного д и о д а и аккуратно извлекают е г о из п л а с т м а с с о в о г о
    д е р ж а т е л я , не допуская резких ударов по выпрямительному блоку.
    Затем очищают место установки диода от остатков эпоксидной
    смолы, устанавливают и припаивают новый д и о д . Вывод д и о д а с
    цветной меткой припаивают к выводам вентилей. После припайки
    приклеивают корпус д и о д а к д е р ж а т е л ю эпоксидной с м о л о й .
    Категория: Схемы электрические | Добавил: era (23.03.2009)
    Просмотров: 1656 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 2.5/2 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz