ЗАМЕНА ЦЕПИ ПРИВОДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА - Двигатель <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Энциклопедия ремонта автомобиля
Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Автомобиль [53]
Кузов автомобиля [30]
Двигатель [27]
Трансмиссия [15]
Ходовая [25]
Система питания двигателя [3]
ЭСУД [20]
Система зажигания [23]
В помощь автомобилисту [10]
Разное [16]
Схемы электрические [31]
Приспособления для обслуживания и ремонта [5]
Система выпуска отработанных газов [6]


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
  • Каталог популярных сайтов
  • Лучшие интернет магазины
  • Инстаграм
  • Лучшие украинские сайты
  • Мобильные операторы России и Украины
  • Самое популярное в сети
  • Обзор онлайн игр
  • Каталог производителей косметики
  • ИВ РОШЕ - КАТАЛОГ
  • Косметические бренды
  • ХУНТА INFORM




  • Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 15:30
    Главная » Статьи » Двигатель

    ЗАМЕНА ЦЕПИ ПРИВОДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
    ЗАМЕНА ЦЕПИ ПРИВОДА РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНОГО ВАЛА
         Критерий работоспособности (показатель выработки ресурса) для цепи - вытяжка (увеличение шага). Если в случае скола втулок цепи, появления трещин на «щечках» требуется немедленная замена цепи (аварийное состояние), то при нормальном
    (постепенном) ее износе состояние цепи, требующее ее замены, не столь очевидно и определяется мерительным инструментом.
    К каким отрицательным последствиям приводит увеличение шага цепи? Зубья новой цепи в рабочей зоне контактируют с втулками осей шарниров цепи, как показано на рис. 2.11,а. Цепь лежит во впадинах зубьев звездочки, каждый зуб нормально
    «включается» в работу. Картина меняется при вытяжке цепи (см. рис. 2.11.,б). Зуб А первый берет на себя нагрузку (включается в работу). Естественно, зазор А располагается с левой стороны от оси шарнира. А вот у зуба Б, который только готовится включиться в работу, картина совсем иная. В его шарнире зазор А совсем с другой стороны от оси шарнира. Поэтому цепь из-за увеличения шага поднялась по зубу звездочки, а у шарнира, который готовится вступить в работу, образовался зазор
    с противоположной стороны. В этом случае зуб звездочки не может передавать усилие на ось шарнира цепи через ее втулку, поскольку между ними есть зазор.

         Итак, назрели две неприятности. Первая — зазор в шарнире Б с правой стороны должен исчезнуть. Вторая — при исчезновении в шарнире Б зазора справа, зазор в шарнире А остается с левой стороны, но разгружается зуб А звездочки. В результате цепь может «упасть» с зубьев А и Б на дно впадины между зубьями звездочки. «Хлопание» зазора и «падение» цепи во впадины звездочки на практике сопровождается таким шумом, что в гараж добираются уже на буксире. Кстати, последнее в этой ситуации не самое страшное — может отломиться успокоитель, ограничительный палец. Был случай, когда лопнул вал привода вспомогательных агрегатов. Чтобы избежать описанных последствий, рекомендуется чаще и тщательней
    регулировать натяжение цепи.

         Как оценить пригодность цепи? В книгах по ремонту автомобилей «Жигупи» предельная вытяжка установлена — 4 мм (например, цепь из 114 звеньев, суммарный износ на один шарнир — 0,035 мм, в итоге: 0,035 114=3,99 мм). Практически
    вытяжку цепи рекомендуют контролировать по наличию или отсутствию возможности ее натяжения. Если натяжитель не обеспечивает натяжение цепи, то цель следовало бы заменить. Если такой возможности нет, то для восстановления
    работоспособности натяжитепя используют удлинитель (рис. 2.12.).


    Рис. 2.11. Схема работы цепи:

    Рис. 2.12. Удлинитель натянатяжителя с небольшим натягом.
    а — новая; 6 — изношенная (вытянутая, условно показаны изно- жителя цепи
    шенными только втулки)
    2 0
    М10х1 М10х1,25
    Рис. 2.13. Штуцер для слива жидкости из системы охлаждения двигателя

    Удлинитель установите на плунжер Для этого слегка деформируйте трубчатую часть удлинителя. При необходимости цепь переставляют на звездочке распределительного вала на один зуб. Однако вышеуказанные способы являются нежелательными и цепь все же лучше заменить. Для этого слейте жидкость из системы охлаждения двигателя. Сначала отверните пробку расширительного бачка, подложите под нее резиновую прокладку и заверните пробку на прежнее место. Затем отверните пробку в блоке цилиндров, вверните на ее место штуцер (рис. 2.13.) с надетой на него резиновой трубкой, опущенной в емкость
    (таз) объемом около 10 л. Потом отверните пробку в нижнем бачке радиатора, придерживая впаянный в него штуцер другим
    ключом, и вверните вместо пробки другой такой же штуцер (см. рис. 2.13.) с резиновой трубкой, которую опустите в ту же емкость. Пролитое количество охлаждающей жидкости (при вывертывании пробок и завертывания вместо них штуцеров)
    относительно невелико, в чем вы можете убедиться, когда откроете пробку расширительного бачка, краник отопителя и пробку радиатора для полного слива охлаждающей жидкости из системы. Это можно сделать тогда, когда поток жидкости из
    только что ввернутых штуцеров с шлангами начнет ослабевать. После этого снимите воздушный фильтр и аккумуляторную батарею, отсоедините от карбюратора трос привода воздушной заслонки, а от рычага на крышке головки цилиндров - тяги привода дроссельных заслонок карбюратора. Потом снимите крышку головки цилиндров, радиатор с кожухом (на автомобиле ВАЗ-2107 - кожух с электровентилятором), последовательно отсоединяя шланги и провода. При отсоединении шлангов системы
    охлаждения имейте в виду, что их можно сравнительно легко снять с патрубков только тогда, когда ослаблены наружная и внутренняя ленты хомутов (2 слоя). Рекомендуется облить места соединения шлангов с патрубками горячей водой. Далее
    ослабьте натяжение и снимите приводной ремень с генератора и вентилятора. Теперь включите 4-ю передачу в коробке передач, отверните болт и снимите шкив привода генератора и вентилятора с коленчатого вала. Затем отверните болты крепления
    крышки привода распределительного вала к масляному картеру (поддону) и блоку цилиндров и снимите крышку. Вверните болт крепления шкива в передний торец коленчатого вала, установите рычаг переключения передач в нейтральное положение
    и, вращая коленчатый вал ключом за грани ввернутого в него болта, установите его в положение, когда метка на его звездочке совпадет с меткой на блоке цилиндров (рис. 2.14.), а метка на звездочке распределительного вала совпадет с меткой на
    корпусе его подшипников (см. рис. 2.3.,а). Теперь ослабьте колпачковую гайку 8 (см. рис. 2.4.) натяжителя 9 цепи, отожмите шиномонтажной лопаткой башмак 7 и зафиксируйте в этом положении шток натяжителя колпачковой гайкой. Снимите звездочки
     
    Рис. 2.14. Положение установочных меток (указаны стрелками) на звездочке коленчатого вала и блоке цилиндров двигателей
    2101, 2103, 2106: 1 — ограничительный палец
    1 и 4, отверните ограничительный палец
    6 и снимите цепь 2.

    Прежде чем установить цепь, проверьте: новая она или бывшая в употреблении, короткая (114 звеньев) или длинная (116 звеньев). Вытяжку цепи во всех книгах по ремонту автомобилей «Жигули» рекомендуют проверять на приспособлении, имеющем два ропика диаметром 31,71-37,3 мм, на который надевается цепь. Прикладывая усилие величиной 15 кгс к одному
    из роликов, натягивают цепь и замеряют расстояние между осями роликов. Прежде чем измерить расстояние,
    необходимо растянуть цепь усилием 30 кгс, затем снизить его до 15 кгс, вновь растянуть усилием 30 кгс, опять вернуться
    к 15 кгс и произвести измерение. Дпя новой цепи расстояние между осями роликов составляет 486,275-485,875 мм (двигатель 2101) и 495,8- 495,4 мм (двигатели 2103, 2106). Еспи длина цепи составляет 489,9 мм (двигатель 2101) или 499,4 мм (двигатели
    2103,2106), ее следует заменить.

    На рис. 2.15. представлен способ, каким обычно пользуются на практике. Цепь плашмя держут рукой (100 мм). Если
    прогиб 7-10 мм, то цепь новая, а если прогиб 20 мм, то цепь отработала по крайней мере 200 тыс. км. Особенно нежелательно,
    когда две ветви цепи провисают по-разному. Последнее объясняется неравномерностью износа из-за цикличности нагрузки.
    Отличие цепи со 114 звеньями от цепи со 116 звеньями показано на рис. 2.16. При сложении цепи из 114 звеньев концы получаются «разные», а у цепи из 116 звеньев — «одинаковые».

    Предельный износ можно определить и по размерам А и Б. Руками растяните звенья (рис. 2.17.,а) и замерьте размер А. Теперь сожмите звенья (см. рис. 2.17..6) и замерьте размер Б. Разность «А - Б» укажет на суммарный зазор в двух шарнирах,
    который образуется за счет износа двух деталей — втулки и оси. Предельный износ: А - Б=0,7 мм, что дпя всей цепи составляет: 0,7 мм 57 зв.=3,99 мм (для «короткой» цепи) ипи 0,7 мм 58 зв. = 4,06 мм (дпя «длинной» цепи), т.е. регламентированные 4 мм.

    Рис. 2.15. Прогиб цепи: а—новой; 6—изношенной (после пробега 200 тыс. км)
     
      При таком износе, если цепь натянута слабо, может оторваться успокоитель. У успокоителя двигателей 2101 и 2103 места
    креппения можно приварить, поскольку он выполнен из металла, а успокоитель двигателя 2107 пластмассовый.
    Удостоверившись в пригодности цепи к использованию по назначению, приступайте к ее установке. Смажьте цепь маслом для двигателя и установите ее вместе со звездочкой 4 (см. рис. 2.4.) на валик привода вспомогательных агрегатов. Потом наденьте цепь на звездочку 5 коленчатого вала, установите (вверните) ограничительный палец 6. Теперь установите на распределительный вал звездочку 1 вместе с цепью и совместите метки (см. рис. 2.3.,а), причем болт 11 (см. рис. 2.4.) не закрепляйте окончательно. Далее, ослабьте колпачковую гайку 8, проверните коленчатый вал на два оборота и проверьте, совпадают пи метки (см. рис. 2.2. и 2.3.,а). Если метки не совпадают, то повторите установку заново, корректируя свои действия в зависимости от величины и направления расхождения меток на звездочке распределительного вала и корпусе его подшипников (см. рис. 2.3.,а). Еспи метки совпадают, то окончательно затяните болты крепления звездочек распределительного вала и вапика привода вспомогательных агрегатов с моментом 4,2-5,1 кгс-м, законтрите их, отогнув на одну из граней край стопорной
    шайбы.
    Можно заменить цепь другим способом, не сливая охлаждающую жидкость и не снимая радиатор. Здесь нужно снять только воздушный фильтр, карбюратор и крышку головки бпока цилиндров. Потом соедините «новую» цепь со «старой», стоящей в двигателе, предварительно распрессовав их. У «старой» и «новой» цепей выпрессовываются оси одного из шарниров. Как правило, в каждой цепи есть оси, которые запрессованы более слабо. Найти такую можно по наибольшему осевому
    зазору (см. рис. 2.17.). Распрессовку цепей проведите посредством керна, подставки и молотка.
    Значительно удобнее провести распрессовку с использованием приспособления (рис. 2.18.). Работа выполняется в два этапа. Первый: «утопите» ось в шарнир, пока плоскость А пуансона не коснется «щечки» цепи. Второй: чтобы окончательно выпрессовать ось шарнира, подложите под выступ пуансона ранее выпрессованную ось из «старой» цепи или ей подобную деталь, предварительно сняв с одногоконца фаску (см. рис. 2.18.,в).
    114 звеньев

    Рис.2.16. Определение длины цепи: а — цепь из 114 звеньев (двигатель 2101); 6, в — цепь из 116 звеньев (двигатели 2103, 2106)
     
    Рис. 2.17. Зазоры в шарнирах цепи: а — при растягивании звеньев; б — при сближении звеньев
     
    Рис. 2.18. Приспособление для распрессовывания и запрессовывания осей цепи: а — скоба; б — пуансон; в — обработка концов оси шарнира цепи
    «Новую» цепь (также распрессованную) соедините со «старой» (гвоздем, проволокой). Но прежде чем вращать коленчатый вал и менять местами цепи, заверните болты 8 (см. рис. 2.11.) как можно глубже. Иначе при рассогласованном положении
    распределительного и коленчатого валов клапаны могут упереться в поршни и согнуться. Кроме того, выверните свечи. Тогда усилие, необходимое для вращения коленчатого вала, будет минимальным и упор клапана в поршень вы легко почувствуете и примете соответствующие меры. Установив «новую» цепь, отсоедините «старую». Ранее выпрессованную ось вновь (приспособлением) запрессуйте. У запрессованной оси с одного конца для облегчения запрессовки сделайте минимальную фаску (утолщение полностью не устраняйте, после запрессовки слегка расклепайте).
    Приспособление можно использовать и для распрессовки цепи с целью уменьшения ее длины (например, со 116 до 114 звеньев).
    При работе с цепью можно не опасаться, что она спадет со звездочки коленчатого вала. Назначение ограничительного пальца 6 (см. рис. 2.4.) как раз и состоит в том, что он, располагаясь близко к цепи (на нем появляются следы износа),
    просто не дает ей сняться с зубьев звездочки. После замены цепи указанным способом проведите работы по совмещению меток на шкиве коленчатого вала и звездочке распределительного вала с метками на неподвижных деталях двигателя (см.
    рис. 2.2. и 2.3.,а) в последовательности, изложенной выше. Причем корректировку действий проводите путем перестановки цепи на зубьях неподвижной звездочки 1 (см. рис. 2.4.) при вращении коленчатого вала в ту или иную сторону (звездочку
    снимите с распределительного вала и, переставив на несколько зубьев звенья цепи, вновь установите на место, проверьте совпадение меток вращением коленчатого вала и т.д. до абсолютного совпадения меток).
    Следует иметь в виду, что перемещение метки (по дуге) на шкиве коленчатого вала в 2,8 раза больше, чем перемещение метки на звездочке распределительного вала при перестановке цепи на один зуб.
     
    После завершения работ по совмещению «верхних» и «нижних» меток, проверьте и отрегулируйте зазоры между рычагами (рокерами) и кулачками распределительного вала, момент зажигания, натяжение ремня привода вентилятора и генератора (по необходимости) и приводы воздушных и дроссельных заслонок карбюратора, предварительно установив ранее снятые узлы и детали на прежние места.

    Не забудьте залить охлаждающую жидкость в систему охлаждения (при замене цепи со снятием радиатора).






    Категория: Двигатель | Добавил: era (18.03.2009)
    Просмотров: 1509 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz