Заторы и пробки – бич крупных городов. Пока дорожники и власти пытаются
решить проблему нехватки улиц и организации дорожного движения,
конструкторы предлагают воспарить над проблемой. Буквально.
Казалось
бы, идея летающей машины лежит на поверхности: колеса есть, мотор есть.
Осталось приладить крылья, движетель и… Но проблем хватает, поэтому
дальше экспериментальных образцов дело пока не идет.
Совместить
в одном аппарате привычные ходовые качества на дороге,
удовлетворительную пассажировместимость и приемлемые летные данные
весьма и весьма непросто. Для того, чтобы удержаться в воздухе машине
нужен большой размах крыльев. Но это помещает машине парковаться, да и
просто ездить по обычным дорогам. Кстати «ездить» - тот еще камень
преткновения для подобных гибридов. У обычной машины мощность
передается на колеса и именно они приводят авто в движение. Так
обеспечивается хорошоя разгонная и тормозная динамика. Но трансмиссия
достаточно сложна, и как следствие, немало весит. У самолета все проще:
даже при маневрировании на земле он «отталкивается» теми же
движетелями, что и в воздухе. Но разгонная динамика не выдерживает
никакой критики, да и расход топлива получается запредельный.
Попытки
устранить противоречия и создать работоспособную конструкцию
предпринимались с начала прошлого века. Аэромобили начали развиваться
практически одновременно с самолетами – первый проект такого рода
относится к 1906 году. Российский инженер Татаринов предпринял попытку
построить индивидуальный летательный аппарат, способный летать или
ездить, в зависимости от потребностей хозяина. Но до последнего времени
создать эффективную и надежную конструкцию так и не удалось.
Главная
беда самолетов – зависимость от аэродрома и его взлетно-посадочных
полос. Даже легкому аэроплану нужно не менее 50-100 м для разбега перед
взлетом. Значит взлететь «прямо от порога» не получится, значит нужно
садиться на машину и ехать к аэродрому. По пробкам, естественно.
Для
преодоления этой проблемы конструкторы оснащают летающие автомобили
большими крыльями – это уменьшает скорость взлета и посадки,
следовательно снижает дистанции разбега и выбега. Что бы для такого
монстра не пришлось строить ангар, крылья делают складными. Такая
конфигурация дает возможность ставить самолетомобиль в обычный гараж и
использовать аппарат на дорогах общего пользования.
Очередную
конструкцию подобного рода на днях испытали в США. В округе Оранж, штат
Нью-Йорк прошли летные испытания двухместного самолетомобиля Terrafugia
Transition. Новинка имеет размах крыльев 8.4 м., габаритную длину 5.8
м. и способна преодолеть по воздуху расстояние до 640 км на одном баке
топлива. Скорость в воздухе до 184 км/ч. На земле машина за 15 секунд
складывает крылья с помощью электропривода. При этом ширина уменьшается
до 2 м. В «автомобильной» трансформации привод осуществляется на
передние колеса. Правда, выбранная схема требует удобных
влзетно-посадочных полос рядом с каждым гаражом. Формально данное
транспортное средство относится к категории сверхлегких летательных
аппаратов, то есть это больше самолет, чем машина, что требует
соответствующего удостоверения. Предполагается, что к 2011 году фирма
сможет наладить серийный выпуск таких машин, при стоимость экземпляра в
194 тыс. долл.
Альтернативный проект - SkyCar (небесный
автомобиль) предлагает машины с вертикальным взлетом и посадкой.
Автомобиль продается с 2004 года. Цена - 3.5 млн. долл.