КОРОБКА ПЕРЕДАЧ - Трансмиссия <!--if()-->- <!--endif--> - Каталог статей - Энциклопедия ремонта автомобиля
Каталог статей
Меню сайта


Категории каталога
Автомобиль [53]
Кузов автомобиля [30]
Двигатель [27]
Трансмиссия [15]
Ходовая [25]
Система питания двигателя [3]
ЭСУД [20]
Система зажигания [23]
В помощь автомобилисту [10]
Разное [16]
Схемы электрические [31]
Приспособления для обслуживания и ремонта [5]
Система выпуска отработанных газов [6]


Форма входа


Поиск


Друзья сайта
  • Каталог популярных сайтов
  • Лучшие интернет магазины
  • Инстаграм
  • Лучшие украинские сайты
  • Мобильные операторы России и Украины
  • Самое популярное в сети
  • Обзор онлайн игр
  • Каталог производителей косметики
  • ИВ РОШЕ - КАТАЛОГ
  • Косметические бренды
  • ХУНТА INFORM




  • Приветствую Вас, Гость · RSS 09.12.2016, 15:32
    Главная » Статьи » Трансмиссия

    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
     

    КОРОБКА ПЕРЕДАЧ

    Коробка передач преобразует крутящий момент по вели­чине и направлению. Это необходимо для обеспечения оптималь­ной скорости и проходимости автомобиля, а также для наибо­лее экономичной работы двигателя и движения автомобиля задним ходом. Кроме того, коробка передач разобщает двига­тель с трансмиссией во время остановки и стоянки автомобиля и при его движении по инерции с работающим двигателем.

    Благодаря небольшому количеству передач коробка компакт­на и проста по конструкции. Она обеспечивает интенсивный раз­гон, высокую среднюю скорость автомобиля и экономичную работу двигателя. Косозубые шестерни постоянного зацепления и синхронизаторы на всех передачах переднего хода обеспечивают бесшумную работу коробки передач и ее долговечность.

    С 1987 г. на всех выпускаемых моделях коробки передач унифицированы по передаточным числам и имеют одинаковую кон­струкцию. Исключение составляет полноприводный автомобиль ВАЗ-2121, у которого привод спидометра осуществляется от раздаточной коробки, а не от коробки передач.

    Отличаются коробки передач приводами спидометров, каж­дый из которых соответствует определенному передаточному числу главной передачи. Для внешнего отличия на приводе спидометра наносится метка краской: синей — для передаточного числа главной передачи 3,9; красной — для 4,1; не окрашивается — для 4,3. Кроме того, на картере сцепления (напротив сапуна) наносится краской маркировка, указывающая, на какую мо­дель автомобиля она устанавливается. Например, для автомо­билей ВАЗ-2104, -2105 маркируется цифрой «5», для ВАЗ-2107 — цифрой «7».

    На описываемых моделях устанавливается четырехступен­чатая коробка передач с синхронизаторами на всех передачах переднего хода. Часть автомобилей оснащается пятиступенча­тыми коробками передач, которые изготовлены на базе четырех­ступенчатой коробки. Поэтому дается описание конструкции четырехступенчатой коробки и в конце главы — особенности устройства пятиступенчатой коробки передач.

    Коробка передач состоит из трех валов: первичного 45 (рис. 63), промежуточного 39 и вторичного И с шестернями и синхро-



    Рис. 63. Коробка передач:

    1 — сальник первичного вала; 2 — задний подшипник первичного вала; 3 — картер

    сцепления; 4 — игольчатый подшипник вторичного вала; 5 — зубчатый венец

    синхронизатора IV передачи; 6 — сапун; 7 — муфта синхронизатора /// и IV пере­дач; 8

    пружина синхронизатора; 9 — ведомая шестерня III передачи; 10 — ве­домая

    шестерня // передачи; 11 — вторич­ный вал; 12—ведомая шестерня / пере­дачи; 13

    промежуточный подшипник вторичного вала; 14 — стопорная пласти­на; 15 — ведомая

    шестерня заднего хода; 16 — ведущая шестерня привода спидо­метра; 17—сальник

    вторичного вала; 18 — фланец эластичной муфты; 19 — гайка; 20—уплотнитель

    центрирующего кольца; 21 — центрирующее кольцо; 22 — задний подшипник

    вторичного  вала; 23 — грязеотражатель; 24 — ведомая шестерня привода спидометра;

    25 — задняя  крышка коробки передач; 26 — привод спидомет­ра; 27 — вилка

    включения заднего  хода; 28, 29 — ведущая и промежуточная ше­стерни заднего хода; 30

    — ось проме­ жуточной шестерни заднего хода; 31 — задний подшипник

    промежуточного вала; 32 —  ведущая шестерня / передачи; 33 — муфта синхронизатора

    I и II передач; 34 — картер  коробки передач; 35 — веду­щая шестерня // передачи; 36

    ведущая шестерня ///  передачи; 37 — пробка за­ливного и контрольного отверстия; 38

    — нижняя крышка  коробки передач; 39 — промежуточный вал; 40— шестерня по­

    стоянного зацепления  промежуточного вала; 41 — передний подшипник проме­

    жуточного вала; 42 — болт; 43  — шестер­ня постоянного зацепления первичного вала;

    44 — передняя крышка коробки  передач; 45 — первичный вал



    низаторами, оси 30 с промежуточной шестерней 29 заднего хода и механического привода переключения передач. Валы и шестер­ни коробки размещены в литом алюминиевом картере 34, а детали привода переключения передач — в задней крышке 25.

    Центрирование коробки передач относительно картера сцеп­ления обеспечивается точной посадкой передней крышки 44 ко­робки передач в отверстие картера сцепления и установкой переднего подшипника в гнезде торца коленчатого вала двигателя.

    Масло, просочившееся через сальник / из-за его износа, не попадает на диски сцепления, так как стекает по стенке картера через отверстие в передней крышке.

    Картер 34 передней плоскостью крепится к картеру 3 сцеп­ления. Спереди картер коробки передач закрывается крышкой 44, в которой установлен сальник / первичного вала, сзади — литой крышкой 25, а снизу — штампованной крышкой 38, в кото­рой имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой. Полость коробки передач сообщается с атмосферой через сапун 6, что исключает повышение давления в картере и утечку масла через уплотнения. Масло заливается через отверстие, закрываемое пробкой 37. Уровень масла должен доходить до нижней кромки заливного отверстия.

    Первичный вал 45 вращается в двух шариковых подшипниках, один из которых расположен в торце коленчатого вала двигателя, а другой — в передней стенке картера коробки передач. Задний подшипник 2 удерживается на валу стопорным кольцом и пру­жинной тарельчатой шайбой, установленной между внутренним кольцом подшипника и стопорным кольцом. В канавке наруж­ного кольца подшипника расположено установочное кольцо, которое зажимается между передней стенкой картера коробки передач и картером сцепления. Между крышкой коробки и наруж­ным кольцом заднего подшипника установлена пружинная та­рельчатая, шайба. Такая фиксация подшипника удерживает вал от осевого смещения.

    На передней части первичного вала нарезаны шлицы, кото­рыми он соединяется с ведомым диском сцепления. Вместе с валом 45 изготовлена косозубая шестерня 43, которая находится в постоянном зацеплении с шестерней 40 промежуточного вала. Прямозубый венец 5 синхронизатора IV передачи припаян медью к первичному валу. С этим венцом соединяется муфта 7 при включении IV передачи.

    Промежуточный вал 39 представляет собой блок четырех шестерен, который опирается передним концом на двухрядный шариковый подшипник 41, а задним концом — на роликовый подшипник 31. Передний подшипник закреплен на валу болтом 42 с пружинной и плоской шайбами. Задний подшипник удержи­вается на валу с ведущей шестерней 28 заднего хода стопорным кольцом. От осевого смещения вал удерживается установочным кольцом переднего подшипника, которое зажато между картерами коробки передач и сцепления.

    Вторичный вал // вращается в трех подшипниках. Перед­ний игольчатый подшипник 4 расположен в гнезде первичного вала. Для смазки этого подшипника в шестерне первичного вала просверлены отверстия, через которые масло из картера подается в подшипник.

    Промежуточный подшипник 13 расположен в задней стенке картера коробки передач. Его фиксирует в гнезде стопорная пластина 14, которая крепится к задней стенке картера винтами. Между пластиной и картером зажато установочное кольцо про­межуточного подшипника. На валу подшипник зажат между втул­кой и шестерней 15 заднего хода, которая удерживается стопор­ным кольцом с пружинной шайбой.

    Подшипник 22 расположен в задней крышке. На валу под­шипник зажат гайкой 19 между ведущей шестерней 16 при­вода спидометра и фланцем 18 эластичной муфты. Задний ко­нец вала уплотняется сальником 17, рабочая кромка которого обжимает цилиндрическую часть фланца 18. Сальник защи­щен от загрязнения и механических повреждений грязеотража-телем 23.

    На термообработанных шейках вторичного вала вращаются шестерни 9 и 10 III и // передач. Шестерня 12 I передачи вращается на стальной термообработанной втулке, надетой на вал. Каждая из этих шестерен имеет по два венца. Косозубые венцы находятся в постоянном зацеплении с шестернями проме­жуточного вала 39, а прямозубые соединяются при включении передач с муфтами 7 и 33 синхронизаторов.

    Для лучшей смазки шеек вала и посадочных отверстий шесте­рен /// и // передач на вторичном валу нарезаны мелкие продольные канавки. Масло подается к этим поверхностям через радиальные отверстия в проточках между венцами шестерен 9 и 10. Подобным образом подается масло и к трущимся поверхностям втулки и шестерни 12.

    На двух поясках вторичного вала нарезаны по три глубоких паза, в которые входят выступы ступиц скользящих муфт син­хронизаторов, что обеспечивает их жесткое соединение с валом. Ступица муфты синхронизатора /// и IV передач внутренней тор­цевой частью упирается в буртик вторичного вала и поджимается к нему тарельчатой пружинной шайбой, которая фиксируется на валу стопорным кольцом. Ступица муфты синхронизатора / и // передач зажата между буртиком вторичного вала и втул­кой шестерни / передачи, от осевого смещения она удерживается вместе с промежуточным подшипником 13 и ведомой шестерней 15 заднего хода пружинной шайбой и стопорным кольцом. Ведо­мая шестерня заднего хода соединяется с валом шпонкой и удерживается от осевого смещения пружинной шайбой и стопор­ным кольцом.


    На заднем конце вторичного вала нарезаны шлицы, которыми вал соединяется с фланцем 18 эластичной муфты. Этот фланец при­жимается к заднему подшипнику гайкой 19, которая стопорится отгибанием края шайбы на грань гайки. На заднем конце вто­ричного вала устанавливаются резиновый уплотнитель 20 и цен­трирующее кольцо 21 эластичной муфты, которое фиксируется на валу стопорным кольцом.

    Безударное включение передач переднего хода обеспечивается синхронизаторами, при помощи которых выравниваются скорости промежуточного и вторичного валов коробки передач, а при включении IV передачи — скорости первичного и вторичного валов.

    Синхронизатор /// и IV передач состоит из ступицы 6 (рис. 64), скользящей муфты 4, двух блокирующих колец 3 и 7, пружин / и зубчатых венцов 2 и 8. Блокирующее кольцо 3 со­единяется внутренним венцом с прямозубым венцом 2 первичного вала коробки передач. Блокирующее кольцо удерживается на венце стопорным кольцом 10. Между блокирующим кольцом и упорной шайбой 13 установлена пружина /, которая поджи­мает блокирующее кольцо к стопорному кольцу 10. Кольцо 7 синхронизатора таким же образом соединяется с венцом син­хронизатора шестерни /// передачи.

    Каждое блокирующее кольцо имеет снаружи коническую по­верхность с мелкой резьбой, к которой прижимается при включе­нии передачи конусная часть скользящей муфты 4. В момент соприкосновения муфты с кольцом масляная пленка на резьбе кольца разрывается, что повышает силы трения между кольцом и муфтой.

    Скользящая муфта 4 внутри имеет шлицы, а снаружи — кольцевую проточку для вилки 5 переключения передач. Муфта расположена на шлицах ступицы 6, которая жестко связана с вторичным валом.

    Промежуточная шестерня 29 (см. рис. 63) заднего хода вра­щается на неподвижной оси 30 на металлокерамической втулке. Ось своими концами устанавливается в отверстия задней стенки картера и прилива задней крышки 25 и стопорится пластиной 14, которая также удерживается в гнезде промежуточным под­шипником вторичного вала. В кольцевую проточку шестерни 29 входит вилка 27 включения заднего хода. При включении заднего хода шестерня 29 входит в зацепление одновременно с шестернями 28 и 15 заднего хода промежуточного и вторичного валов.

    Привод 26 спидометра состоит из корпуса, который своим фланцем крепится гайкой к шпильке картера коробки передач, и двух пар шестерен. Ведущая шестерня 16 крепится на вторичном валу и фиксируется шариком. Ведомая шестерня 24, жестко связана с валом шестерни гибкого вала (троса). Последняя имеет гнездо, в которое вставляется наконечник троса. Сам трос крепится при помощи накидной гайки к корпусу привода спидо­метра.   (см. дальше)

     



     
    Категория: Трансмиссия | Добавил: era (22.02.2009)
    Просмотров: 1305 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz