Фары. На автомобилях (2104, 2105, 2107) установлены две прямоугольные фары, объединенные в один блок с указателями поворота и с фонарями габаритного света (подфарниками). Рефлектор вместе с рассеивателем образуют оптический элемент фары. Внутренняя поверхность рассеивателя выполнена в виде сложной системы призм, которые рассеивают свет в горизонтальном направлении. Поэтому, если направить пучок дальнего света на стенку, пятно света будет иметь форму горизонтального эллипса. Такое рассеивание света обеспечивает лучшее освещение дороги перед автомобилем и у обочины.
С тыльной стороны в оптический элемент вставляется лампа типа АКТ 12-60 4- 55. Лампа галогенная, т. е. ее колба наполнена парами йода и инертным газом. Светоотдача и долговечность такой лампы почти в два раза выше по сравнению с обычными лампами. Лампа имеет две вольфрамовые нити: одну (55 Вт) для ближнего света и другую (60 Вт) для дальнего. Нить дальнего света находится в фокусе рефлектора, поэтому лучи дальнего света концентрируются в узкий пучок, направленный почти параллельно дороге и хорошо освещающий ее на максимальном расстоянии от автомобиля. Нить ближнего света выведена вперед из фокуса рефлектора и частично закрыта снизу специальным металлическим экраном. Это сделано с целью ограничить распространение света вверх.
Рис. 113. Схема включения фар и противотуманного света на автомобилях ВАЗ-2105: 1 — лампы фар; 2—монтажный блок; 3—выключатель зажигания; 4 — переключатель света фар; 5 — выключатель наружного освещения; 6 — выключатель противотуманного света в задних фонарях; 7 — контрольная лампа противотуманного света; 8 — лампы противотуманного света в задних фонарях; 9—контрольная лампа дальнего света фар; Р6—реле включения ближнего света фар; Р5 — реле включения дальнего света фар
Если направить пучок ближнего света на стенку, пятно света будет иметь форму эллипса со срезанной верхней половиной (см. рис. 117). Верхняя граница освещенного участка в левой части пятна будет проходить точно по горизонтальной оси эллипса, а в правой части — по линии, исходящей вверх из центра эллипса под углом 15° к его горизонтальной оси. Такая форма пучка света обеспечивает хорошее освещение дороги перед автомобилем (особенно ее правой стороны и обочины) и уменьшает возможность ослепления водителей встречного транспорта.
Ближний и дальний свет фар включается с помощью вспомогательных реле Р5 и Р6 (см. рис. 113), установленных в монтажном блоке 2. Управляющее напряжение на обмотки этих реле подается с переключателя 4, расположенного на рулевой колонке, при включенном выключателе 5 наружного освещения. Кроме того, оттягивая на себя длинный рычаг переключателя 4, можно получить кратковременное включение дальнего света фар как при включенном, так и при выключенном выключателе 5. Это обеспечивается тем, что напряжение на контакты световой сигнализации переключателя 4 подается по черному проводу непосредственно от штекера «INT» выключателя зажигания 3. На рис. 113 дана схема включения фар на автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104. У автомобилей ВАЗ-2107 схема отличается только тем, что контрольная лампа 9 дальнего света установлена не в спидометре, а в комбинации приборов.
* На части автомобилей могут быть установлены гидрокорректоры фар. Они служат для корректировки с места водителя угла наклона света фар в зависимости от нагрузки на автомо-
Рис. 114. Схема включения наружного освещения на автомобилях ВАЗ-2105: 1 — лампы габаритного света в фарах; 2 — подкапотная лампа; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5 — выключатель освещения приборов; 6 — выключатель наружного освещения; 7 — контрольная лампа наружного освещения, расположенная в спидометре; 8 — лампа освещения прибора; 9 — лампа габаритного света в задних фонарях; 10 — фонари освещения номерного знака биль.
Гидрокорректор состоит из главного цилиндра, закрепленного на панели приборов, исполнительных цилиндров на блок-фарах и соединительных трубок. Цилиндры и трубки заполнены специальной жидкостью, не замерзающей при низких температурах.
Рукояткой гидрокорректора, расположенной на панели приборов, изменяется давление жидкости в системе гидрокорректора. Под действием этого перемещаются поршни исполнительных цилиндров и поворачивают в требуемое положение оптические элементы фар.
Если гидрокорректор на автомобиле отсутствует, то вместо исполнительных цилиндров на блок-фарах ставят установочные винты, которыми тоже можно регулировать наклон пучка света фар в вертикальной плоскости, но не с места водителя. Наружное освещение можно включить выключателем 6 (рис. 114) наружного освещения при любых положениях ключа в выключателе зажигания, кроме «Выключено». При этом загораются лампы габаритного света, расположенные в блок-фарах и задних фонарях, а также фонари 10 освещения номерного знака, лампа освещения прикуривателя и контрольная лампа 7 в спидометре (на ВАЗ-2107—в комбинации приборов). Одновременно подается напряжение на выключатель 5 освещения приборов. Если поднять капот, загорится лампа 2 освещения моторного отсека.
С 1988 г. на автомобилях может быть установлен трехпозиционный переключатель наружного освещения. В этом случае в среднем положении клавиши включается только наружное освещение, а при полностью нажатой клавише подается напряжение еще и на переключатель света фар.
Для усиления габаритного света задних фонарей в условиях плохой видимости (например, в туман) в задних фонарях имеются еще дополнительные лампы противотуманного света 8 (см. рис. 113). При этом также загорается соответствующая контрольная лампа 7 в блоке контрольных ламп (на ВАЗ-2107—
в комбинации приборов).
Рис. 115. Схема системы аварийной сигнализации и указателей поворота: 1 — лампы указателей поворота в блок-фарах; 2 — боковые указатели поворота; 3 — монтажный блок; 4 — выключатель зажигания; 5—выключатель аварийной сигнализации; 6 — реле-прерыватель аварийной сигнализации и указателей поворота; 7—лампы указателей поворота, расположенные в задних фонарях; 8 — контрольная лампа указателей поворота, расположенная в спидометре; 9— переключатель указателя поворота
В задних фонарях кроме ламп габаритного и противотуманного света находятся еще лампы заднего хода, стоп-сигнала и указателей поворота. Свет заднего хода включается выключателем, расположенным на задней крышке коробки передач при включении заднего хода, если ключ выключателя зажигания находится в положении «Зажигание». Лампы стоп-сигнала включаются выключателем, установленным на кронштейне педалей сцепления и тормоза при нажатии на педаль тормоза.
Указатели поворота. Лампы 1 указателей поворота в блок- фарах (рис. 115), лампы 7 в задних фонарях, а также боковые указатели поворота 2 включаются переключателем 9, установленным на рулевой колонке, при включенном зажигании. Прерывистое горение ламп обеспечивается электронным реле-прерывателем 6 указателей поворота и аварийной сигнализации типа 23.3747. Этим же реле-прерывателем включается лампа 8 указателей поворота, установленная в спидометре (в комбинации приборов на ВАЗ-2107), и обеспечивается проверка исправности ламп указателей поворота. Если при включении указателей поворота не горит хотя бы одна из ламп указателей, контрольная лампа горит постоянным светом (не мигая).
С 1985 г. на автомобилях устанавливается реле-прерыватель типа 231.3747. Характеристики его такие же, как у реле- прерывателя 23.3747. Отличие заключается в отсутствие штекера «5». Поэтому не нужен коричневый провод, соединяющий штекер «5» реле-прерывателя со штекером «6» выключателя 5 аварийной сигнализации. Кроме того, при перегорании одной из ламп указателей поворота реле-прерыватель 231.3747 удваивает частоту мигания контрольной лампы.
Схема включения указателей поворота на автомобиле ВАЗ 2107 отличается только расположением контрольной лампы 8 (находится в комбинации приборов) и тем, что вместо голубого провода, идущего к контрольной лампе 8, применяется голубой провод с белой полоской.
Аварийная сигнализация включается выключателем 5. При этом прерывистым светом горят одновременно все лампы указателей поворотов. Мигание ламп обеспечивается реле-прерывателем 6. Для контроля работы аварийной сигнализации служит миниатюрная контрольная лампа, установленная в рукоятке 57. Аварийную сигнализацию можно включить при любом положении ключа в выключателе зажигания, так как напряжение для работы аварийной сигнализации, минуя выключатель зажигания, подается непосредственно от источников питания через предохранитель «#».