Кривошипно-шатунный механизм (рис. 5) состоит из блока цилиндров,
коленчатого вала, шатунов с поршнями, поршневыми пальцами и кольцами и
маховика. Все эти детали расположены в блоке цилиндров.
Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна и составляет одно целое с
цилиндрами (рис. 6 ) . Высокая жесткость блока обеспечивается тем, что
плоскость разъема блока с масляным картером расположена ниже оси
коленчатого вала на 53 мм.
На двигателе нет храповика для проворачивания коленчатого вала. Силовой
агрегат крепится (рис. 4) к кузову автомобиля в трех точках (опорах).
Передняя опора, верхняя левая (одна точка), состоит из специального
кронштейна, прикрепленного к блоку цилиндров болтами, а к кузову —
через резиновый амортизирующий стакан болтом к правому лонжерону
брызговика.
Двигатель автомобиля ЗАЗ-1102 (рис. 2) четырехтактный,
четырехцилиндровый, карбюраторный, с жидкостным охлаждением, с верхним
расположением распределительного вала. Двигатель расположен в передней
части кузова в моторном отсеке поперек оси автомобиля с наклоном под
углом 10° в сторону
карбюратора. Конструктивно двигатель спроектирован и увязан в
компактный силовой агрегат, в который входят: двигатель, сцепление,
коробка передач и главная передача. Компактность конструкции силового
агрегата позволяет разместить его в моторном отсеке поперек оси
автомобиля, используя при этом небольшой
объем.
Если Вы горите желанием отремонтировать автомобильный двигатель, То Вам
необходимо знать не только приемы ремонта, но и сам предмет ремонта,
т. е. двигатель, его конструкцию и рабочий процесс. На практике очень
часто бывает, когда без серьезной теоретической подготовки становится
невозможно определить причины неисправности двигателя. Надо отметить,
что не имея представления о рабочем процессе, конструкции двигателя и
повреждениях деталей, не стоит вообще рассчитывать на успешный ремонт
двигателя.
Предварительные рекомендации по подбору моторных масел
Рекомендации по подбору моторных масел по вязкости для большинства
двигателей таковы.
При пробеге автомобилем менее 25% от
планового ресурса двигателя (новый двигатель) необходимо применять масла класса
SAE 10W-30 или 5W-30 (всесезонно).
Основной деталью, выход из строя которой делает необходимой разборку
топливного насоса для ремонта, является рабочая диафрагма 11 (рис.
2.63.). Повреждение диафрагмы сопровождается, как правило, появлением в
салоне запаха бензина
и «провалами» при резком нажатии на педаль газа (при исправных
карбюраторе и системе зажигания), что объясняется снижением уровня
топлива в поплавковой камере из-за уменьшения производительности
насоса. Это случается при пробеге до 150 тыс. км. Однако, чтобы не
заниматься устранением неисправности топливного насоса в пути,
проведите профилактические мероприятия, о которых будет сказано ниже,
при пробеге 90-110 тыс. км.
Не станем отвлекаться и вновь напоминать, для чего охлаждается
работающий двигатель. Однако на практике каждому автомобилисту,
независимо от его квалификации, то и дело приходится сталкиваться с
отказом системы отвода лишнего
тепла - и тогда неизбежен вопрос: из-за чего?.. Давайте вспомним, когда
теллоналряженность двигателя максимальна. Вы наверняка слышали (вполне
расхожая теория!), что охлаждение лучше, если выше скорость движения,
поскольку-де радиатор сильнее обдувается воздухом. Так-то оно так, но
при этом часто забывают о том, что максимум "лишнего" тепла двигатель
отдает именно при максимально развиваемой мощности.
Насос "Жигулей" имеет крышку и корпус. В насосах, как
правило, применяются специальные двухрядные подшипники, внутренним
"кольцом" которых служит сам валик. Но следует заметить, что для
"Жигулей" в запасные части поставлялись и крышки 2101-1807020, в которых применялись два обычных
подшипника 203 (17x40x12 мм), в отличие от "родной" крышки
2101-1307045. На ВАЗ-2108 крышка превратилась в корпус, который
крепится непосредственно к блоку цилиндров - см. рис. 2.46.