На автомобилях устанавливаются два звуковых сигнала: один высокого, а другой низкого тона. Они размещаются в отсеке двигателя и крепятся на кронштейнах к передней панели передка.
На автомобилях ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104 применяются сигналы шумового типа С-304 (низкого тона) и С2305 (высокого тона), создающие звук сравнительно широкого диапазона частот.
Основная частота звучания у сигнала С-304 составляет 420...445 Гц, а у С-305 470...495 Гц. Разница в основной частоте звучания достигается за счет применения мембран разной толщины: у С-304 она толще, чем у С-305. В остальном конструкция сигналов одинаковая.
Эти звуковые сигналы предназначены для включения по двухпроводной схеме, поэтому имеют два вывода. Один вывод через выключатель 4 (рис. 118) соединяется с «массой», а к другому подводится питание. Поскольку каждый сигнал потребляет ток не более 4 А, они включаются без вспомогательного реле
непосредственно выключателем 4, расположенным на рулевом колесе. Вместо реле в монтажном блоке ставится перемычка 3 между контактами «85» и «87».
Рис. 118. Схема включения звуковых сигналов на автомобиле ВАЗ-21055 1 — з в у к о в ы е сигналы; 2— монтажный блок; 3—контактная перемычка на месте установки реле РЗ; 4 — выключатель звукового сигнала
На корпусе звукового сигнала имеется регулировочный винт, которым можно регулировать силу и чистоту звучания сигнала. Если регулировка не устраняет хрипа или если сигнал работает прерывисто, необходимо разобрать его и зачистить контакты прерывателя, находящегося внутри корпуса сигнала.
На автомобилях ВАЗ-2107 применяются сигналы тонального типа С-308 низкого и С-309 высокого тона. У этих сигналов основная частота звучания усиливается с помощью улиткообразного рупора. У сигнала С-308 она составляет 410...430 Гц, а у С-309 503...523 Гц.
Эти сигналы потребляют ток до 7,5 А и поэтому включаются с помощью вспомогательного реле РЗ, установленного в монтажном блоке. Сигналы С-308 и С-309 включаются по однопроводной схеме. Поэтому к ним от монтажного блока идет только один провод (серый с черной полоской), по которому подается напряжение от источника питания. С «минусом» источника питания сигналы соединяются через корпус.