На автомобилях ВАЗ-2105, ВАЗ-2104, ВАЗ-2107 и их модификациях устанавливаются различные модели двигателей: 2105, 2101, 2103 и 2106. Все эти двигатели унифицированные, т. е. имеют много взаимозаменяемых деталей и узлов. Отличаются они друг от друга в основном размерами деталей кривошипно- шатунного механизма и карбюраторами.
Двигатель 2105 является основным двигателем для автомобилей ВАЗ-2105 и ВАЗ-2104. Так же, как и остальные двигатели ВАЗ, он четырехтактный, карбюраторный, четырехцилиндровый с рядным, вертикальным расположением цилиндров и верхним расположением распределительного вала. От других моделей двигателей, применяемых на «Жигулях», двигатель 2105 отличается ременным приводом распределительного вала. Поэтому у него другая конструкция передней части блока и головки цилиндров.
Компоновка двигателя отличается простотой. Все его узлы, требующие регулировки или ухода, расположены в легко доступных местах. С правой стороны двигателя находятся стартер, генератор, впускной и выпускной трубопроводы с карбюратором и воздушным фильтром. С левой стороны установлены узлы, требующие частого доступа при эксплуатации автомобиля: распределитель и свечи зажигания, топливный насос, щуп маслоуказателя и масляный фильтр.
Цилиндры двигателя объединены вместе с верхней частью карбюратора и представляют собой единую отливку — блок цилиндров (рис. 4). При такой компоновке обеспечиваются прочность, жесткость и компактность конструкции, уменьшается масса двигателя. Снизу блок цилиндров закрыт стальным штампованным поддоном картера, который одновременно служит емкостью для масла. Сверху на блок цилиндров устанавливается общая для всех цилиндров алюминиевая головка. В каждом цилиндре имеется по одному впускному и одному выпускному клапану, которые приводятся в действие
Верхнее расположение распределительного вала позволяет уменьшить массу возвратно-поступательно движущихся деталей и тем самым обеспечить высокую надежность работы механизма газораспределения при большой частоте вращения коленчатого вала двигателя. Распределительный вал приводится во вращение от коленчатого вала специальным зубчатым ремнем с роликовым натяжителем.
Достоинствами такого привода являются простота конструкции, меньшая масса по сравнению с другими видами передач и снижение шумности двигателя. Привод закрыт пластмассовыми кожухами.
Система смазки двигателя — комбинированная (под давлением и разбрызгиванием) с полнопоточным масляным фильтром. Система охлаждения — жидкостная, закрытого типа, с полупрозрачным расширительным бачком. В системе применяется охлаждающая жидкость, замерзающая при низких температурах. Система питания включает в себя воздушный фильтр, топливный насос, топливный бак и карбюратор.
Двигатель 2101 устанавливается на автомобилях ВАЗ-21051. От двигателя 2105 он отличается цепным приводом распределительного вала (рис. 6) и меньшим диаметром цилиндров и поршней.
Двигатель 2103 является основным двигателем для автомобилей ВАЗ- 2107, а также устанавливается на автомобилях ВАЗ-21053 и ВАЗ-21043. Этот двигатель имеет много общего с двигателем 2101. У него тоже цепной привод распределительного вала и такой же диаметр цилиндров. Но, в связи с увеличенным ходом поршня, на двигателе 2103 устанавливаются коленчатый вал с увеличенным радиусом кривошипов и более высокий блок цилиндров. Кроме того, в связи с большим рабочим объемом цилиндров (1,5 л вместо 1,2 л у 2101) карбюратор имеет другие тарировочные данные.
Двигатель 2106 отличается от двигателя 2103 увеличенным до 79 мм (вместо 76 у 2101 и 2103) диаметром цилиндров и поршней. Он устанавливается на автомобилях ВАЗ-21074.
ПОДВЕСКА ДВИГАТЕЛЯ
Подвеска всех двигателей одинакова. Двигатель в сборе с коробкой передач и сцеплением крепится к кузову автомобиля с помощью эластичных опор, которые поглощают вибрации работающего двигателя и не передают их на кузов, благодаря чему уменьшается шум в салоне автомобиля.
Кроме того, эластичные опоры защищают двигатель от резких ударов при движении автомобиля по неровностям дороги. На автомобиле принята трехточечная схема крепления двигателя — две опоры спереди и одна сзади. Такая схема позволяет значительно уменьшить амплитуды колебаний двигателя и вибрации кузова. Две передние опоры расположены около центра тяжести двигателя и несут основную нагрузку. Они крепятся к поперечине передней подвески автомобиля. Задняя опора несет меньшую нагрузку и крепится к поперечине задней подвески двигателя. Передние опоры имеют резиновые подушки 9 (рис. 7), в которых завулканизированы стальные шайбы с болтами крепления. Для увеличения жесткости опор в отверстия внутри подушек вставляются пружины, а для смягчения ударов — буферы 8, представляющие собой резиновый стержень с завулканизированной стальной втулкой.
Рис. 8. Основные размеры блока цилиндров
Для предохранения правой подушки от нагрева горячей приемной трубой глушителей под подушку ставится защитный кожух 1. Задняя опора состоит из трех стальных пластин, привулканизированных к разделяющей их резине. Средняя пластина крепится к задней крышке коробки передач, а крайние — к поперечине 13 задней подвески двигателя. Чтобы не помялись полки поперечины при затягивании болтов крепления опоры, между полками устанавливаются дистанционные втулки 12.