РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ НА АВТОМОБИЛЕ ЗАМЕНА МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫХ КОЛПАЧКОВ
РЕМОНТ ДВИГАТЕЛЯ НА
АВТОМОБИЛЕ
ЗАМЕНА
МАСЛООТРАЖАТЕЛЬНЫХ КОЛПАЧКОВ
Рис. 2.1. Головка блока цилиндров (разрез по впускному
клапану): 1 — головка блока цилиндров; 2 — клапан; 3 — направляющая втулка; 4 —
маслоотражательный колпачок; 5 — рычаг (рокер); 6 — корпус подшипников
распределительного вала; 7 — распределительный вал; 8 — регулировочный болт; 9
— контргайка; 10 — пружина. А — место измерения зазора между кулачком распределительного вапа и рычагом
Рис. 2.2. Метки установки зажигания: 1 — метка опережения
зажигания на 10°; 2 — метка опережения зажигания на 5°; 3 — метка ВМТ; 4 —
метка на шкиве коленчатого вапа
Колпачок 4 (рис. 2.1.) не должен полностью очищать от масла стержень клапана 2.
Часть масла, попадая в направляющую
втулку 3 с винтовыми канавками, остается там и, систематически пополняясь,
обеспечивает смазку стержня клапана
в направляющей втулке. Потребность в замене колпачков возникает в случае, когда
приходится часто доливать в двигатель масло при сравнительно небольшом пробеге,
а ресурс мотора далеко не исчерпан.
Практически периодичность выполнения этих работ составляет 18-20 тыс. км в
зависимости от качества колпачков.
Есть мнение, что лучше колпачки французские и немецкие, хуже - прибалтийские,
остальные - часто совсем плохие. Для изготовления колпачков используется
специальная резина (колпачки цветные со специфическим запахом).
Основные дефекты этих деталей: потеря эластичности (затвердевание) резины,
появление трещин, отслоение резины от арматуры, износ рабочей кромки.
Порядок работ по замене маслоотражательных колпачков непосредственно на
двигателе следующий.
Сначала снимите крышку головки блока цилиндров, совместите метку 4 (рис. 2.2.)
на шкиве коленчатого вала с длинной меткой 3 на крышке привода
распределительного вала и метку 1 (рис. 2.3.) на звездочке или шкиве
распределительного
вала с меткой 2 на корпусе подшипников распределительного вала. В этом
положении поршни первого и четвертого цилиндров находятся в ВМТ. Теперь
отогните шиномонтажной лопаткой (или подобным ей инструментом) башмак 7 (рис.
2.4.), закрепите в этом положении плунжер натяжителя 9 колпачковой гайкой 8.
Рис. 2.3. Совмещение метки на звездочке или шкиве
распределительного вала с меткой на корпусе подшипников распределительного
вала: а — двигатели 2101, 2103, 2106; 6 — двигатель 2105; 1, 2 — метки; 3 —
гайка; 4 — корпус; 5 шпилька;
6 — звездочка; 7 — шкив
Потом ослабьте контргайки 9 (см. рис. 2.1.) и заверните как можно глубже
регулировочные болты 8 рычагов 5. Отогните кромку стопорной шайбы 10 (см. рис.
2.4.) и, придерживая звездочку 1 рукой (через тряпку или в толстой рукавице),
накидным изогнутым ключом рывком отверните болт 11. Далее, легкими ударами
торцом ручки молотка снимите звездочку с распределительного вала и привяжите ее
к цепи.
В двигателях с ременным приводом распределительного вала (модель 2105) снимите
пружину 3 (рис. 2.5.) натяжного ролика 8. Потом ослабьте болты 7 и отведите
кронштейн 2 в крайнее левое положение. Затем снимите со шкива 1 ремень 6.
Отверните гайки 3 (см. рис. 2.3.) и снимите корпус 4 со шпилек 5 (на 8-й и 9-й
шпильках, указанных на рис. 2.6., установлены втулки). Снимите рычаги 5 (см.
рис. 2.1.) с регулировочных болтов 8 и выньте их из пружин 10. Чтобы не
нарушалась приработка сопрягаемых поверхностей указанных деталей, обязательно
пометьте их перед разборкой. Теперь можно приступить к снятию сухарей 5 (рис.
2.7) с клапанов 4 первого и четвертого цилиндров. Для этого воспользуйтесь
самодельным приспособлением (рис. 2.8) для «рассухаривания» клапанов. При этой
операции следует быть внимательным и осторожным, иначе сухари могут потеряться,
а
без них обратная сборка невозможна.
Снять сухари можно и другим способом. Вывинтите две крайние шпильки крепления
корпуса подшипников распределительного вала на правой стороне двигателя.
Установите штатный ключ для отворачивания свечей зажигания с вставленной в него
тряпкой на тарелку 3 (см. рис. 2.7.), плотно прижмите его к ней и нанесите 3 -
4 резких удара молотком по верхней части ключа. При этом сухари, выскочив из канавки
в стержне клапана, останутся внутри ключа на тарелке 15 пружин, поскольку
тряпка не даст им вылететь наверх.
После «рассухаривания» клапанов опустите их вниз до упора в днище поршня, снимите
тарелку 3, пружины 1 и 2,
седло 7 и пружину 13 с маслоотражательного колпачка 6. Далее замерьте размер А
и запишите на писте бумаги.
Потом подденьте лезвием отвертки за нижнюю кромку корпус маслоотражательного
колпачка и, действуя отверткой
как рычагом, снимите колпачок с втулки, а потом и с клапана. Иногда отверткой
снять колпачок не удается. В этом
случае воспользуйтесь плоскогубцами. Новый колпачок должен напрессовываться на
втулку 10. Поэтому сначала попробуйте, не надевается ли он свободно. Если новый
колпачок надевается свободно, то он не годится для использования по назначению
и устанавливать его нельзя.
Перед запрессовкой колпачка снимите пружину 13, смажьте маслом для двигателя
посадочные места колпачка (внутренний диаметр), втулки и клапана. Оправкой
41.7853.4016, чертеж которой приводится во всех книгах по ремонту автомобилей
ВАЗ, пользоваться неудобно: она слишком массивна, что способствует потере
чувства меры при ударе по ней, а большая длина (160 мм) не позволяет установить
маслоотражательный колпачок на выпускной клапан 4-го цилиндра без
предварительного вывертывания шпильки крепления корпуса подшипников
распределительного вала, что не всегда удается. Поэтому рекомендуется
пользоваться оправкой, приведенной на рис. 2.7.,в. Запрессовать колпачок можно,
используя в качестве оправки торцовую головку под шестигранник 12 мм. Колпачок
напрессуйте без перекосов, тщательно и аккуратно, контролируя ранее записанный
размер А.
Рис. 2.8. Приспособление для «рассухаривания» клапана
При достаточной освещенности запрессовку лучше контролировать по зазору
Б (см. рис. 2.7,6), который должен быть равен нулю (нижняя кромка колпачка
упирается в выступ на направляющей втулке). После запрессовки колпачков
клапанов 1-го и 4-го цилиндров установите на место снятые детали (см. рис.
2.7,а). В целях облегчения установки сухарей («засухаривание») приподнимите
клапаны отверткой, вставленной в отверстие под свечу зажигания. Этим
обеспечивается меньшее усилие для сжатия пружин клапанов. Для установки сухарей
используйте то же приспособление, что и для «рассухаривания» (см. рис. 2.8.).
Не опасайтесь погнуть клапаны при «рассухаривании» или обратной установке
сухарей. Практика
показывает, что клапаны вероятнее всего погнуть вращением коленчатого вала при
отсутствии сухарей («незасухаренные» клапаны).
После замены колпачков клапанов 1-го и 4-го цилиндров проверните коленчатый вал
на 180° (звездочку или шкив распределительного вала с цепью ипи ремнем предварительно
наденьте на вороток, закрепив его на головке блока цилиндров)
и проведите замену колпачков клапанов 2-го и 3-го цилиндров в вышеуказанном
порядке. Если полного комплекта (8 шт.) новых маслоотражательных колпачков нет,
то лучше заменить колпачки на впускных клапанах (2, 3, 6 и 7), которые легко
определить, ориентируясь по впускному трубопроводу.
Завершив операции по замене колпачков, установите коленчатый вал в исходное
положение, провернув его еще на 360° (после положения, в котором заменялись
колпачки клапанов 2-го и 3-го цилиндров) до совпадения метки 4 (см. рис. 2.2.)
с меткой 3. Потом проверьте и при необходимости поверните распределительный вал
в корпусе подшипников в положение «штифт и три отверстия на одной прямой» (рис.
2.9.).
Корпус р а с п р е д е л и т е л ь н о г о вала
Распределительный вал
3 / С
Штифт и т р и о т в е р с т и я н а о д н о й прямой
Рис. 2.9. Установка распределительного вала
Установите детали согласно рис. 2.1. на прежние места и закрепите гайками
корпус подшипников распределительного вала в порядке, приведенном на рис. 2.6.,
с моментом затяжки 1,9 - 2,3 кгс-м. Учтите, что неправильная затяжка указанных
гаек может привести к заклиниванию распределительного вала, а при при ременном
приводе - к проскакиванию ремня. Последствия - поломка клапанов, повреждение
поршней. Кроме того, при установке корпуса подшипников распределительного вала
на шпильки головки цилиндров проверьте, вошли пи установочные втулки 8-й и 9-й
шпилек (см. рис. 2.6.) в отверстия корпуса.
Теперь напрессуйте на распределительный вал с помощью болта 11 (см. рис. 2.4.)
без шайбы 10 звездочку 1 с привязанной к ней цепью 2. Потом отверните болт 11,
смажьте его герметиком КЛТ-75Т или Super Three Bond № 50 и установите его на
прежнее место вместе с шайбой 10, затяните с моментом 4,2-5,1 кгс-м и загните кромку шайбы на
грань болта.
Аналогичные работы проведите на двигателе с ременным приводом, пользуясь
схемой, представленной на рис. 2.5. Установку ремня и совмещение меток на
шкивах коленчатого и распределительного вала (см. рис. 2.2. и 2.3..6) проведите
в последовательности, изложенной в п. 2.3. После этого выполните работы по натяжению
цепи или ремня, регулированию зазоров между клапанами и рычагами (рокерами),
установке зажигания в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля.
Затем установите крышку головки цилиндров и затяните ее гайки в
последовательности, приведенной на рис. 2.10., с моментом 0,6-0,8 кгс-м.
Затяжку проводите постепенно, в 2 - 3 «обхода». Если гайки затягивать как
попало, то из-за коробления
фланца крышки при работе двигателя маспо будет течь ручьем.
Запускать двигатель можно через час после применения герметика.