В настоящее время технология изготовления распределительного вала стабилизировалась (эксперимент на владельцах «Жигулей» закончился) и острота проблемы с его заменой значительно снизилась. Кстати, у других отечественных автомобилей проблем с этой деталью никогда не было: валы делаются из стали 45, на «Жигулях» — из чугуна. Однако вероятность необходимости замены распределительного вала до капитального ремонта двигателя еще сохраняется. Порядок выполнения работ по снятию корпуса распределительного вала с головки цилиндров изложен в п. 2.1. У двигателей 2101, 2103 и 2106 остается отвернуть на верстаке гайки шпилек 4 (рис. 2.19.), снять упорный фпанец 1 и осторожно, чтобы не повредить поверхность опор корпуса 3 подшипников, вынуть из него распределительный вал 2.
У двигателя 2105 на верстаке отверните у корпуса 3 (рис. 2.20.) подшипников распределительного вала гайки крепления держателя 6 сальника, снимите его и упорный фланец 4. Выньте (осторожно!) распределительный вал 5 из корпуса 3 подшипников.
Перед установкой другого распределительного вала проверьте, нет ли на его опорных шейках задиров, забоин, царапин. При их наличии зачистите и отполируйте поврежденные места. Еспи вал не новый (бывший в работе), проверьте отсутствие следов наволакивания алюминия от корпуса подшипников, износа свыше 0,5 мм, а также задиров на рабочих поверхностях купачков. Установите вал крайними шейками на призмы и проверьте на поверочной ппите с помощью индикатора часового типа биение средних шеек, которое не должно быть более 0,04 мм.
При наличии биения свыше указанного вал нужно рихтовать на прессе. Не забудьте удалить керном заглушку масляного канала, хорошо промыть и прочистить все отверстия для смазки и вновь заглушить канал. При замене распределительного вапа новым (неработавшим) замените рычаги 5 (см. рис. 2.1.) новыми. Корпус подшипников распределительного вала перед проверкой промойте, тщательно очистите каналы для подвода масла. Теперь замерьте диаметры отверстий в опорах корпуса и шеек распределительного вала. Если разность указанных диаметров больше 0,2 мм для каждой пары «вал - отверстие», то, если распределительный вал у вас новый (неработавший), — замените корпус подшипников. В случае, если обе указанные детали были в употреблении, то для принятия решения о замене одной из них (или обеих) воспользуйтесь данными, приведенными на рис. 2.21.
Скомплектовав годные детали, приступайте к установке их на прежние места в последовательности, обратной демонтажу. Прежде чем приступить к установке распределительного вала (дпя всех моделей двигателей), проверьте, на месте ли центрирующие втулки корпуса подшипников (шпильки 8 и 9 на на рис. 2.6.), очистите от грязи и масла сопрягаемые поверхности головки цилиндра (у двигателей 2105 — и от старого герметика). Потом заверните поглубже регулировочные болты 8 (см. рис. 2.1.), чтобы рычаги 5 опустились и не мешали установке корпуса подшипников в сборе с распределительным валом. Теперь смажьте маслом для двигателя опорные шейки и кулачки распределительного вала и вставьте его в корпус подшипников, одновременно надевая на шпильки упорный фланец 4 (см. рис. 2.20. — для всех моделей двигателей). Для двигателей с цепным приводом порядок установки корпуса подшипников в сборе с распределительным валом и других деталей подробно изложен в п. 2.1. Для двигателя 2105 порядок сборки такой: смажьте маслом для двигателя новый сальник распределительного вала и запрессуйте его в держатель 6. Потом прикрепите держатель к корпусу подшипников 3, но гайки крепления не затягивайте окончательно.
Рис. 2.21. Размеры сопрягаемых поверхностей новых деталей: а — корпус подшипников распределительного вала; б — распределительный вал
Теперь установите корпус подшипников на контрольную плиту и вставьте в держатель контрольную оправку в виде трубы с наружным диаметром 40,06-40,05 мм и внутренним 16,00-16,02 мм. После этого держатель с сальником выставьте таким образом, чтобы непараллельность его нижней плоскости А (рис. 2.22.) относительно нижней плоскости Б корпуса подшипников была не более 0,15 мм. Затем затяните гайки 3 держателя и выньте из него оправку. При отсутствии поверочной плиты операцию по центрированию держателя сальника можно выполнить непосредственно на двигателе, установив (предварительно нанеся на поверхность головки цилиндров в месте ее сопряжения с держателем сальника герметик типа Super Three Bond № 50 или КЛТ-75Т) и закрепив по схеме (см. рис. 2.6.) корпус подшипников, не затягивая окончательно гайки 3 (см. рис. 2.22.). После этого вставьте в держатель центрирующую оправку (см. выше), а если ее нет, то шкив 7 (см. рис. 2.20.). Затем затяните гайки держателя окончательно, выньте оправку. Если в качестве оправки использовался шкив, то вверните в распределительный вал болт 8, предварительно смазав его вышеуказанным герметиком, с моментом 6,8-8,9 кгс-м.
Напоминаем, что запускать двигатель можно не ранее, чем через 1 час после нанесения герметика.
Далее проведите работы по совмещению «верхних» и «нижних» меток, регулированию зазоров между рычагами и клапанами, момента зажигания и т.п в последовательности, изложенной в пп. 2.1, 2.2 и 2.3. Б А Б Рис. 2.22. Установка держателя сальника распределительного вала на поверочной плите: 1 —держатель сальника; 2 — корпус подшипника; 3 — гайка; 4 — поверочная ппита; А — плоскость держателя сальника; Б — плоскость корпуса подшипников распределительного вала