ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ МЕХАНИЗМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Обслуживание автомобиля проводится через каждые 10 000 км пробега. В начальный период эксплуатации предусмотрено также обслуживание после первых 2000—3000 км пробега. После пробега первых 2000—3000 км необходимо: -проверить двигатель на отсутствие посторонних шумов и стуков; -проверить герметичность уплотнений; -подтянуть крепления головки цилиндров, корпуса подшипников -распределительного вала, а также впускной трубы и выпускного коллектора;. -отрегулировать натяжение ремня (цепи на двигателях 2101, 2103 и 2106) привода распределительного вала; -проверить зазоры в механизме газораспределения и принеобходимости отрегулировать. Через каждые 10 000 км пробега необходимо: -проверить двигатель на отсутствие посторонних шумов и стуков; -проверить герметичность уплотнений; -отрегулировать натяжение ремня (цепи на двигателях 2101, 2103, 2106) привода распределительного вала; -проверить зазоры в механизме газораспределения, при необходимости отрегулировать.
Через каждые 60 000 км пробега заменить зубчатый ремень -привода распределительного вала на двигателях 2105.
Подтяжка креплений двигателя
При эксплуатации автомобиля из-за постоянной вибрации и деформаций деталей, осадки неметаллических изделий и прокладок происходит ослабление креплений. Особенно это относится к начальному периоду эксплуатации автомобиля, когда прирабатываются механизмы. Поэтому при техническом обслуживании автомобиля надо проверять крепление агрегатов и узлов двигателя. Подтяжку креплений необходимо выполнять на холодном двигателе. Болты крепления головки цилиндров, предварительно ослабив на 30° каждый, затягивать равномерным усилием, придерживаясь порядка, указанного на рис. 17. Момент окончательной затяжки болтов должен быть 11,5 кгс • м.
Гайки крепления корпуса подшипников распределительного вала следует затягивать равномерным усилием в порядке, указанном на рис. 20. Окончательный момент затяжки гаек 2,2 кгс • м.
Регулировка зазоров в механизме газораспределения
Зазоры регулируются между рычагами и кулачками распределительного вала на холодном двигателе. Эти зазоры необходимы для того, чтобы обеспечить нормальную работу механизма газораспределения при тепловом расширении деталей на работающем двигателе. Если зазоров не будет или они меньше нормы, то на работающем двигателе клапаны остаются приоткрытыми. Это приводит к перегреву и резкому сокращению долговечности клапанов и седел, а также к уменьшению компрессии в цилиндрах, а следовательно, и мощности двигателя. Если зазоры будут слишком большими, то возрастут ударные нагрузки и износ деталей в механизме газораспределения. Работа двигателя будет сопровождаться стуками. Поэтому регулировке зазоров надо уделять очень серьезное внимание. После регулировки зазоры на холодном двигателе должны быть 0,14...0,17 мм. При первом техническом обслуживании перед регулировкой нужно подтянуть крепления головки цилиндров и корпуса подшипников распределительного вала. Регулировку необходимо производить в следующем порядке, предварительно сняв верхнюю защитную крышку ременного привода и крышку головки цилиндров: повернуть коленчатый вал по часовой стрелке до совпадения метки А (рис. 25) на шкиве распределительного вала с меткой В на корпусе подшипников, что будет соответствовать концу такта сжатия в четвертом цилиндре; отрегулировать зазоры у выпускного клапана четвертого цилиндра (8-й кулачок) и впускного третьего цилиндра (6-й кулачок). Для этого ослабить контргайку 2 (рис. 25), вставить между рычагом и кулачком распределительного вала щуп толщиной 6,15 мм и завертывать или отвертывать регулировочный болт с последующим затягиванием контргайки, пока при затянутой контргайке щуп не будет входить с легким защемлением; последовательно поворачивая коленчатый вал на 180°, регулировать зазоры у остальных клапанов в последовательности,
Рис. 25. Регулировка зазоров в механизме привода клапанов: 1 — регулировочный болт; 2— контргайка болта; А и В — метки для установки поршня четвертого цилиндра в ВМТ такта сжатия. У двигателей 2101, 2103 и 2106 метка А ставится на звездочке распределительного вала указанной в табл. 1; при этом все кулачки будут устанавливаться в одно положение относительно рычагов, что обеспечит идентичность регулировки для всех клапанов; установить крышку головки цилиндров на место По окончании работ проверить динамометрическим ключом момент затяжки гайки (храповика на двигателях 2101, 2103 и 2106) крепления шкива коленчатого вала. Он должен составлять 12,2 кгс • м. Регулировка натяжения ремня привода распределительного вала При работе двигателя происходит постепенное растяжение ремня. Если периодически не регулировать его натяжение, то возрастут вибрации ветвей ремня, он будет работать с рывками и быстро выйдет из строя. Регулировку натяжения ремня необходимо производить в следующем порядке: снять верхнюю защитную крышку 8 (см. рис. 22); ослабить болты 6 крепления кронштейна 11 натяжного ролика и плавно повернуть коленчатый вал на два-три оборота в направлении вращения. При этом пружина 12 автоматически установит необходимое натяжение ремня 10. Вал можно вращать только в сторону затягивания гайки шкива коленчатого вала. Причем вал необходимо вращать плавно, удерживая ремень в постоянном натяжении и не допуская его ослабления при остановке вала; затянуть болты 6 и закрепить верхнюю защитную крышку 8; проверить момент затяжки гайки шкива коленчатого вала. Он должен быть равен 12,2 кгс • м.
Замена ремня привода распределительного вала
При техническом обслуживании двигателя необходимо обращать внимание на состояние ремня. Поверхность зубчатой части ремня должна быть с четким профилем зубьев, без складок, трещин, подрезов и отслоений ткани от резины. На торцевых поверхностях не должно наблюдаться расслоения, но незначительное выступание бахромы ткани допускается. Поверхность наружной плоской части должна быть ровной, без складок, трещин, углублений и выпуклостей. После 60 ООО км пробега или ранее, при неудовлетворительном состоянии ремня, его надо заменить новым, действуя в следующем порядке: снять ремень 2 (см. рис. 22) привода генератора и верхнюю защитную крышку 8; повернуть коленчатый вал и совместить метку С на шкиве 1 коленчатого вала с меткой D на средней защитной крышке 5, а метку F на шкиве распределительного вала с меткой Е на крышке головки цилиндров; снять среднюю 5 и нижнюю 3 защитные крышки; снять пружину 12, ослабить болты 6, отвести кронштейн 11 натяжного ролика в крайнее левое положение и снять ремень 10; завести новый ремень на шкив 1, надеть на зубчатый шкив 4 коленчатого вала, далее на шкив 13 валика привода масляного насоса и ролик 7 натяжного устройства, натягивая ремень против часовой стрелки; надеть ремень с переднего торца на шкив 9 распределительного вала; поджать кронштейн 11 натяжного устройства вправо и установить пружину 12; повернуть коленчатый вал на два оборота и проверить совпадение меток Е и F при совмещении меток С и D. Если метки совпадают, затянуть болты 6. Если метки не совпадают, повторить операцию по установке ремня; установить и закрепить защитные крышки 3, 5, 8. Надеть ремень привода генератора и натянуть его; проверить и при необходимости отрегулировать установку момента зажигания. Регулировка натяжения цепи привода распределительного вала
Во время работы двигателя цепь так же, как и ремень на двигателях 2105, постепенно вытягивается, что приводит к повышенной шумности механизма газораспределения.. Поэтому при техническом обслуживании необходимо регулировать натяжение цепи. Цепь считается работоспособной., пока натяжитель обеспечивает ее натяжение, т. е. пока цепь удлинилась не более чем на 4 мм. Натяжение цепи необходимо регулировать в следующем порядке: ослабить колпачковую гайку / (см. рис. 24) натяжителя; провернуть коленчатый вал на 1 —1,5 оборота в направлении вращения. При этом пружина 8 натяжителя, действующая на башмак, автоматически отрегулирует натяжение цепи; затянуть колпачковую гайку / натяжителя.
|