Педаль сцепления 15 пальцем шарнирно
соединяется с толкателем 16 и пластиной оттяжной пружины 13. Полусферический конец толкателя 16 соприкасается с
поршнем 8 главного цилиндра. В вырез кронштейна педали сцепления
заходит крючок 9, другой конец которого соединяется с сервопружиной 12.
Эта пружина снижает усилие, прикладываемое
к педали 15 при выключении сцепления.
При нажатии на педаль сцепления
кронштейн педали вместе с крючком 9 приподнимается,
при этом образуется плечо между осевой
линией сервопружины и центром оси педалей. Возникает момент, за счет
которого оттягивается верхняя часть педали сцепления,что приводит к уменьшению усилиянапедаль при выключении сцепления. В исходном положении педаль
сцепления прижимается пружиной 13 к
ограничительному винту 14 с резиновым буфером.
Кронштейн // педалей сцепления и
тормоза крепится к щитку передка кузова.
К пластине кронштейна крепятся главный цилиндр привода сцепления и вакуумный
усилитель в сборе с главным тормозным цилиндром привода тормозов.
В полости корпуса главного
цилиндра привода сцепления установлены пружина 23 и поршни 6 и 8. Между
поршнями расположен уплотнитель 7.
Наличие двух поршней в цилиндре уменьшает радиальные нагрузки на поршень 6 главного
цилиндра при действии толкателя 16 на поршень 8 и улучшает уплотнение
поршней в цилиндре за счет сжатия уплотнителя 7 между ними.
В канавке поршня главного
цилиндра расположено уплотнительное
кольцо 20, обеспечивающее герметичность в рабочей полости 22 цилиндра.
Осевой канал и радиальное перепускное отверстие 21 в поршне сообщают
рабочую полость цилиндра с канавкой уплотнительного кольца. Поэтому, когда в
рабочей полости цилиндра создается давление, оно, распирая уплотнительное кольцо по радиусу, улучшает уплотнение поршня
в цилиндре. Одновременно уплотнительное кольцо 20 играет роль клапана, через который рабочая
полость цилиндра сообщается с бачком гидропривода сцепления при
отпущенной педали. При этом уплотнительное
кольцо не перекрывает компенсационное отверстие 2. Поршни 6 и
8 занимают исходное положение под действием пружины 23, которая
упирается одним концом в пробку 25, другим — в буртик поршня 6. Все
детали в главном цилиндре удерживаются
стопорным кольцом 18. Защитный колпачок 17 предохраняет
полость цилиндра от загрязнения.
В приливах цилиндра закреплены
трубопровод, отводящий жидкость от
главного цилиндра к рабочему цилиндру, и штуцер 4, соединенный шлангом с
бачком гидропривода сцепления. Штуцер уплотняется резиновой прокладкой и
крепится стопорной шайбой 5.
Рабочий цилиндр 22 (см. рис. 59) крепится к
картеру 9 сцепления двумя болтами. В корпусе 3 (рис. 62)
цилиндра установлен поршень 7 с двумя уплотнительными кольцами. Одно из них
находится в канавке поршня, а другое постоянно поджимается пружиной 10 через опорную тарелку 9 к торцевой
проточке поршня. Пружина удерживается на поршне опорной шайбой // и стопорным кольцом 12. Через осевое
сверление и радиальное отверстие в поршне рабочая полость цилиндра
сообщается с канавкой уплотнительного
кольца, что обеспечивает более плотное прилегание кольца 8 к
зеркалу цилиндра при включении сцепления. В гнездо поршня 7 упирается
толкатель 6 вилки выключения сцепления. В корпус цилиндра ввернуты
штуцер 2 для про
качки привода и пробка 1, в резьбовое
отверстие которой ввертывается наконечник шланга.
Бачок
гидропривода сцепления закреплен хомутом на кронштейне щитка передка кузова. Он изготовлен
из полупрозрачной пластмассы, что облегчает проверку уровня жидкости в приводе.
На горловину бачка навернута пробка с гофрированным резиновым отражателем,
который предохраняет полость бачка от загрязнения, а также не допускает
разрежения в бачке при понижении уровня жидкости и является ее успокоителем.
Фланцевая часть отражателя зажимается между пробкой и бачком, чем достигается
уплотнение бачка.
Принцип
действия сцепления основан на передаче крутящего момента от маховика
и ведущей части сцепления на ведомый диск, а значит, и на первичный вал коробки передач за
счет сил трения, которые возникают между
дисками при включенном сцеплении.
Во включенном положении за счет упругости нажимной пружины / (см. рис.
59) нажимный диск зажимает между собой и маховиком
ведомый диск с усилием, не допускающим его пробуксовку. Поэтому при
работе двигателя ведущая и ведомая части сцепления будут вращаться вместе,
передавая крутящий момент от коленчатого
вала двигателя на первичный вал 12 коробки передач.
При выключении сцепления усилие от педали
через толкатель 16 (см. рис. 61)
передается на поршни 8 и 6, которые, преодолевая
сопротивление пружины 23, перемещаются в главном цилиндре. При этом переднее уплотнительное кольцо 20 перекрываеткомпенсационноеотверстие2иполостьцилиндраразобщается с бачком. Жидкость через трубку и шланг поступает в полость
рабочего цилиндра, перемещая поршень 7 (см. рис. 62) и толкатель 6. Усилие
от толкателя через регулировочную гайку 20 (см. рис. 59) передается на
вилку 19 выключения сцепления.
Поворачиваясь относительно шаровой опоры 14, вилка перемещает
муфту подшипника 13. Первоначально выбирается зазор между подшипником и
фрикционным кольцом упорного фланца. На
этом заканчивается свободный ход педали сцепления, равный 25...35 мм.
При рабочем ходе педали упорный
фланец, воздействуя на лепестки нажимной
пружины, прогибает ее на опорных кольцах 17. Наружная кромка пружины
через фиксаторы отводит нажимной диск от ведомого диска, и передача крутящего
момента на коробку передач прекращается.
Когда педаль сцепления отпускают, все детали главного
и рабочего цилиндров, а также сама педаль возвращаются в исходное положение под действием пружин. Переднее
уплотнительное кольцо 20 (см. рис. 61) поршня главного цилиндра
отходит от компенсационного отверстия 2,
и происходит сообщение полостей главного цилиндра и бачка. Давление в
системе падает, и нажимный диск
(см. рис. 59) под действием нажимной пружины / прижимает ведомый диск к
поверхности маховика. При нажатии на
ведомый диск его волнистая поверхность постепенно становится плоской,
позволяя сначала проскальзывать диску, за счет чего сцепление включается
плавно. При этом крутящий момент от маховика передается на кожух 10 и
нажимный диск и за счет сил трения на ведомый диск, затем от него через демпфер
на ступицу ведомого диска и через шлицевое соединение на первичный вал 12 коробки
передач.
Крутильные колебания коленчатого вала двигателя поглощаются
фрикционным элементом демпфера и шестью его пружинами, как описано выше.
Если отпускают педаль сцепления резко, то жидкость не
успевает заполнять освобождаемый поршнем 6 объем (см. рис. 61), и в
рабочей полости цилиндра создается разрежение. Под его действием жидкость через отверстие 19, зазор между задним торцом
уплотнительного кольца 20 и канавкой поршня 6 перетекает в рабочую полость цилиндра, что обеспечивает
последующее эффективное действие привода сцепления.