При каждом техническом обслуживании необходимо проверить
уровень жидкости в бачке гидропривода, а через каждые 20 000 км пробега —
правильность регулировки привода сцепления. При необходимости следует долить
жидкость и отрегулировать привод. Уровень жидкости должен доходить до нижней
кромки заливной горловины бачка.
После первых 2000...3000 и 10 000 км, затем через каждые
20 000 км пробега проверить и при необходимости подтянуть крепление всех узлов
и деталей привода сцепления.
Регулировка
привода сцепления
В приводе сцепления
выполняются следующие регулировки:
устанавливают зазор 0,1...05 мм между-толкателем и поршнем
главного цилиндра (см. рис. 61). Этот
зазор, необходимый для полного выключения сцепления, регулируется ограничителем
14 хода педали сцепления. Зазор соответствует свободному ходу педали,
равному 0,4...2 мм;
свободный ход толкателя 18 (см.
рис. 59) вилки выключения сцепления,
равный 4...5 мм, регулируется гайкой 20, которая фиксируется контргайкой
21. Величина свободного хода толкателя контролируется шаблоном или
линейкой.
После выполнения указанных регулировок свободный ход педали сцепления до начала выключения сцепления
должен составлять 25...35 мм.
Прокачка
гидропривода сцепления
О попадании воздуха в гидропривод сцепления говорит неполноевыключениесцепления,атакже«мягкость»педали.
Для удаления воздуха
надо:
очистить бачокиштуцер дляпрокачкиотпылиигрязи;
проверить уровень жидкости в
бачке гидропривода и при необходимости
долить ее;
надеть на головку штуцера 2 рабочего цилиндра
(см. рис. 62) шланг и погрузить его нижний конец в сосуд с жидкостью для
гидропривода (30...50 г);
отвернуть на 1/2—3/4 оборота штуцер 2, резко
нажимать и плавно отпускать педаль до тех пор, пока не прекратится выделение
пузырьков воздуха из шланга;
нажать на педаль, завернуть до отказа штуцер, снять
шланг и надеть колпачок штуцера.
Если, несмотря на продолжительную прокачку, из шланга
будут выходить пузырьки воздуха, следует проверить надежность крепления
соединений, выяснить, нет ли на трубках трещин
или подтекания в соединениях со штуцерами. Возможно проникновение
воздуха через поврежденные уплотнительные кольца главного или рабочего
цилиндров.
При прокачке надо следить, чтобы
уровень жидкости в бачке гидропривода был выше отверстия трубки, соединяющей
бачок с главным цилиндром, а конец шланга
для прокачки был постоянно погружен в жидкость.
ОСНОВНЫЕ НЕИСПРАВНОСТИ СЦЕПЛЕНИЯ
Неполное выключение сцепления
(сцепление «ведет»)
При этой неисправности переключение передач переднего
хода затрудняется, а передача заднего хода включается с шумом.
Причины неисправности
и способы устранения:
увеличенные зазоры в приводе сцепления (между подшипником
и фланцем нажимной пружины и между толкателем 16 (см. рис. 61) и поршнем 8).Вследствие
больших зазоров увеличивается
свободный ход педали, а рабочий уменьшается. Поэтому полного разъединения дисков сцепления не
происходит. Эта причина неисправности устраняется регулировкой привода,
как указано выше;
попадание воздуха в гидропривод сцепления. При этом
вследствие сжимаемости воздуха увеличивается ход педали, необходимый для
выключения сцепления. Нажимный диск не отходит полностью от ведомого диска.
Воздух удаляют из привода, как указано выше;
нарушение герметичности привода.
Это приводит к утечке жидкости и к
уменьшению давления в приводе. При износе переднего
уплотнительного кольца поршня главного цилиндра уменьшается давление в
рабочем цилиндре, что приводит к неполному
разъединению дисков. Эта неисправность устраняется креплением шлангов и
трубопроводов и заменой изношенных и поврежденных деталей;
коробление дисков. Торцевое
биение ведомого диска не должно превышать
0,5 мм. При большем биении диск следует выправить или заменить. При короблении
нажимного диска его заменяют в сборе с кожухом сцепления и нажимной пружиной;
ослабление заклепок или поломка фрикционных накладок.
В этом случае надо переклепать фрикционные накладки, используя медные или
алюминиевые заклепки. После развальцовки заклепки не должны иметь разрывов.
Расстояние от заклепки до поверхности фрикционной накладки должно быть не менее
0,2 мм;
заедание ступицы ведомого диска на шлицах первичного
вала. Эта неисправность может возникнуть после длительной или неправильной
эксплуатации автомобиля вследствие загрязнения или износа шлиц. В первом
случае достаточно очистить шлицы вала и ступицы и покрыть их смазкой Литол-24,
во втором — заменить изношенные детали
(целесообразно на станции технического обслуживания);
ослабление заклепок крепления нажимной пружины. Это ведет к увеличению свободного хода педали.
Неисправность устраняется заменой кожуха сцепления в сборе с нажимным
диском и пружиной.
Признак этой неисправности:
недостаточное ускорение автомобиля при
резком нажатии на педаль управления дроссельной заслонкой, ощущается потеря
мощности при движении на подъем, возрастает расход топлива, двигатель перегревается.
Причины неисправности
и способы устранения:
отсутствуют зазоры в приводе
сцепления. Особенно важен зазор
0,1...0,5 мм между толкателем 16 и поршнем 8 (см. рис. 61), так
как, если он отсутствует, даже при нормальном свободном ходе педали поршень главного цилиндра не возвращается в исходное
положение и в приводе с отпущенной педалью остается избыточное давление, вследствие которого ведомый диск не зажимается с
достаточным усилием и пробуксовывает. То же самое происходит при отсутствии
зазора между подшипником выключения и
фланцем нажимной пружины, когда не будет свободного хода толкателя 18 (см.
рис. 59). В обоих случаях неисправность устраняется регулировкой привода
сцепления;
засорено компенсационное
отверстие главного цилиндра. Вследствие
этого рабочая полость цилиндра не будет сообщаться с полостью бачка при отпущенной педали. Избыточное давление в
рабочем цилиндре препятствует прижатию ведомого диска к маховику с
достаточным усилием. Педаль сцепления возвращается в исходное положение
медленно. Разобрать главный цилиндр,
промыть все детали в тормозной жидкости и прочистить компенсационное отверстие, затем заменить жидкость
и прокачать привод сцепления;
поврежден или заедает привод
сцепления. Проверить рукой полноту и легкость
возвращения педали. В противном случае заменить
оттяжную пружину, при необходимости снять педаль, заменить втулки и
деформированные или изношенные детали. При установке педали смазать втулки
смазкой Литол-24;
износились или пригорели
фрикционные накладки. Переклепать
накладки или заменить ведомый диск;
замаслились диски сцепления. Это возможно при износе
или повреждении заднего сальника коленчатого вала. Для его замены обратиться на
станцию технического обслуживания, так как это связано с частичной разборкой
двигателя.
Повышенный шум при выключении
сцепления
Причины неисправности
и способы устранения: износ, повреждение подшипника выключения сцепления или
утечка смазки из него; износ переднего подшипника первичного валакоробкипередач.Вобоих случаяхнеобходимо заменить подшипники.