Особенности устройства пятиступенчатой коробки передач ВАЗ
Пятиступенчатая коробка передач сконструирована на базе существующей четырехступенчатой коробки. Пятая передача расположена в полости задней крышки 24 (рис. 66), поэтому форма ее изменена. На задней части вторичного вала / одной шпонкой крепятся ведомая шестерня 2 заднего хода и ступица 3 муфты синхронизатора V передачи. Шестерня 8 V передачи с зубчатым венцом синхронизатора вращается на втулке 10. Между втулкой 10 и ведущей шестерней // привода спидометра зажата маслоотражательная шайба 9. Привод пятая ступень получает от блока шестерен 23, который насажен на шлицы промежуточного вала 25 и крепится на них болтом 22. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый цилиндрический подшипник 21.
Внесены изменения и в привод переключения передач: введен механизм выбора передач и изменены шток и вилка включения
Рис. 66. Задняя часть пятиступенчатой коробки передач: 1— вторичный вал; 2 — ведомая шестерня заднего хода; 3 — ступица муфты синхронизатора V передачи; -/ — муфта синхронизатора; 5—шайба; 6 — блокирующее кольцо синхронизатора; 7—рычаг переключения передач; 8—шестерня и зубчатый венец синхронизатора V передачи; 9 -- маслоотражательная шайба; 10 — втулка шестерни V передачи; //— ведущая шестерня привода спидометра; 12 —задний подшипник вторичного вала; 13 — сальник; 14— фланец эластичной муфты; 15 — гайка; 16 — уплотнитель центрирующего кольца; /7 — центрирующее кольцо; 18—стопорное кольцо; 19—стопорная шайба; 20—ведомая шестерня привода спидометра; 21 — подшипник блока шестерен; 22 — болт крепления блока шестерен; 23 — блок шестерен V передачи и заднего хода; 24 — задняя крышка коробки передач; 25—промежуточный вал
V передачи и заднего хода. Механизм выбора передач блокирует случайное включение задней передачи при включении V передачи. На штоке крепятся стопорными болтами вилка включения V передачи и заднего хода, а также головка штока, имеющая паз. В него заходит нижний конец рычага переключения передач. Вилка двойная — одна часть заходит в кольцевой паз муфты синхронизатора V передачи, другая — в паз промежуточной шестерни заднего хода. Таким образом, при перемещении штока одна и та же вилка будет включать ту или другую передачу.
В связи с этим в штоке выполнено так же, как и на других штоках, три гнезда под шарики фиксаторов. Механизм выбора передач состоит из направляющей пластины 2 (рис. 67) рычага, верхней и нижней шайб 1 направляющей пластины, корпуса 3 рычага переключения передач, блокировочной скобы 12 заднего хода. Перечисленные детали стянуты тремя болтами, которыми механизм выбора передач крепится к гнезду задней крышки коробки передач.
В пазах направляющей пластины 2 установлены подпружиненные направляющие планки 14, между которыми зажат нижний конец рычага переключения передач. Под действием пружин направляющих пластин рычаг переключения передач устанавливается в нейтральное положение, при котором конец рычага располагается в пазу головки штока включения /// и IV передач.
При включении V передачи, если рычаг перейдет линию нейтрального положения, выступ рычага упрется в отогнутый лепесток блокирующей скобы и дальнейшее перемещение рычага в сторону включения заднего хода прекращается. Этим самым исключается случайное включение задней передачи на ходу автомобиля и поломка коробки передач.
Чтобы включить заднюю передачу, следует нажать на рычаг вниз, чтобы сжать пружину 6. При этом выступ рычага переключения передач опустится ниже лепестка блокировочной скобы и можно будет переместить рычаг переключения передач назад до полного включения задней передачи.
|