Привод переключения передач
Рис. 65. Привод переключения передач: / — вилка включения заднего хода; 2 — пружина рычага переключения передач; 3,4 — направляющая чашка и шаровая опора рычага; 5— рычаг переключения передач; 6—сферическая шайба; 7—пружина рычага; 8— стопорное кольцо; 9, 10, 11— запорная, резиновая и распорная втулки демпфера; 12— упорная подушка демпфера; 13 — стержень рычага; 14, 17—вилка и шток включения /// и IV передач; 15, 16 — вилка и шток включения / и // передач; 18 — шток вилки включения заднего хода; 19 — блокировочные сухари; 20 — крышка фиксаторов; 21 — втулка; 22, 23—пружины и шарик фиксатора; 24 — задняя крышка коробки передач; 25 — выключатель фонаря заднего хода; 26 — дистанционная втулка штока вилки включения заднего хода
Рычаг
5 переключения передач имеет опорный шар, который поджимается к
поверхности шаровой опоры 4 пружиной 7. Сверху к этой опоре той же
пружиной прижимается сферическая шайба 6. От проворачивания рычаг
переключения передач удерживается штифтом, который заходит в отверстие
опоры. В нейтральном положении нижний конец рычага расположен в пазу
головки штока 17 включения /// и IV передач и удерживается в этом
положении пружиной 2. Перемещение нижнего конца рычага при включении / или // передачи ограничивается болтом, ввернутым в картер коробки передач.
Для
включения заднего хода необходимо нажать на рычаг вниз, чтобы сжать
пружину 7. При этом выступ рычага опустится ниже направляющей чашки 3,
и можно будет переместить рычаг переключения передач вправо и назад.
Шток 18, перемещаясь, отойдет от штока выключателя 25 фонарей заднего
хода и загорятся лампы задних фонарей.
Для
облегчения снятия и установки коробки передач рычаг переключения
передач выполнен разъемным: на рычаг 5 надевается стержень 13. Они
соединяются через демпфер, состоящий из резиновой упорной подушки 12,
двух упругих втулок 10, распорной втулки // и пластмассовой запорной
втулки 9. Детали демпфера поглощают вибрацию рычага и
обеспечивают/более мягкое включение передач Привод переключения передач. Включение и переключение
передач осуществляется механическим приводом, в который входят три штока с вилками, рычаг переключения передач, фиксаторы
и замковое устройство. Шток 17 (рис. 65) вилки включения /// и IV передач установлен в отверстиях передней и задней
стенок картера коробки передач, а штоки 16
и 18 — в отверстиях задней стенки и прилива картера. На
каждом штоке закреплена болтом вилка включения
передач. Вилки 14 и 15 входят в пазы скользящих муфт синхронизаторов,
а вилка / — в кольцевую проточку промежуточной шестерни заднего хода. Для удержания штока в нейтральном или включенном положении в нем выполнены гнезда, к которым
поджимается пружиной 22 шарик 23 фиксатора. Штоки 15 и
17 имеют по три гнезда под шарик фиксатора: среднее служит для удержания
штока в нейтральном положении, а крайние —
для фиксации одной из включенной передач. Шток 18 вилки включения
заднего хода имеет два гнезда: одно для фиксации штока в нейтральном
положении, другое — во включенном положении
передачи заднего хода. Фиксаторы располагаются во втулках 21, запрессованных
в отверстия картера, и закрываются общей
крышкой 24 с уплотнительной прокладкой. Пружина 22 фиксатора
заднего хода более жесткая, и для того чтобы переместить шток, требуется
приложить большее усилие на рычаге переключения передач. Перемещение штоков 16 и 17
вперед ограничивается упором буртиков
штоков в заднюю стенку картера, а штока 18 заднего хода — упором дистанционной втулки 26 в
заднюю стенку. Ход штоков назад ограничивается упором штоков в бобышки задней крышки
коробки передач. В головке каждого штока имеется паз, в который входит нижний
конец рычага 5 переключения передач. Чтобы исключить одновременное
включение двух передач, в приводе имеется замковое устройство, состоящее из трех блокировочных сухарей 19. Два крайних сухаря
установлены в отверстия задней стенки картера, а средний — в отверстии штока 17.
У штоков имеются гнезда для сухарей.
При включении, например, задней передачи шток 18 выдавливает из
своего гнезда сухарь, который
входит в гнездо штока 17 и одновременно через средний сухарь прижимает
другой сухарь к гнезду штока 16. Таким образом, штоки 16 и 17 будут
зафиксированы в нейтральном положении.
Аналогично происходит запирание двух других штоков при включении любой передачи.
|