Система впрыска топлива
Этот цикл статей посвящен диагностике и ремонту системы распределенного впрыска топлива, управляемой электронным блоком управления (ЭБУ) МР7,0Н (производства Bosch), устанавливаемой на 1,5п 8-клапанных бензиновых двигателях ВА32111. Двигатели с этой системой впрыска устанавливаются на автомобили ВАЗ 21102, 2111, 21122 и отвечают экологическим нормам Евро-2.
Существует множество разнообразных систем впрыска топлива. Завод-изготовитель стремится постоянно улучшать характеристики двигателей, снижать токсичность выхлопных газов и расход топлива. И перед тем, как приступить к ремонту, вы должны точно знать, какая именно система впрыска установлена на двигателе вашего автомобиля, каким блоком (ЭБУ) она управляется и соответствует ли ей это руководство. В данных статьях рассматриваются системы автомобилей, имеющих следующую маркировку, выбитую на заводской идентификационной табличке: ВАЗ-21102-20, ВАЗ 21102 110, ВАЗ 21102 113, ВАЗ 21102-114, ВАЗ 21102-115, ВАЗ 21102-118, ВАЗ-2111-20, ВАЗ-2111- 110, ВАЗ-2111 113, ВАЗ-2111 114, ВАЗ 2111-115, ВАЗ-2111-118, ВАЗ 21122 20, ВАЗ 21122 110.
Поскольку процесс модернизации автомобилей является непрерывным, некоторые модели могут отсутствовать в перечне. Однако, хотя разные системы впрыска и отличаются друг от друга, они также имеют немало общего. Поэтому сведения, полученные вами из этой книги, могут пригодиться при ремонте любой системы впрыска топлива отечественных двигателей, так как описанные приемы работы универсальны, и основаны на практическом опыте ремонта.
ВНИМАНИЕ: Изменения, модификации и коррективы являются непрерывным процессом при производстве автомобиля и его деталей. Поэтому вам необходимо всегда проверять соответствующую информацию и искать достоверные данные и описания операций. Они могут быть правильными для моделей одного модельного года и неправильными для других, даже если в автомобиле все выглядит по-прежнему. Чтобы правильно подобрать запасные части для ремонта, вы должны знать идентификационные номера вашего автомобиля, которые можно прочесть на идентификационной табличке.
Ремонт системы впрыска топлива многим представляется чрезвычайно сложным делом, которое не под силу обычному автолюбителю. Прочитав эти статьи, вы убедитесь, что это вовсе не так. Мы предлагаем совершенно новый подход к ремонту, преимущество которого состоит в его доступности для самого широкого круга читателей-автолюбителей.
Существует мнение, что ремонт системы впрыска лучше предоставить специалистам. Конечно, можно поехать на дорогую станцию техобслуживания, где стоимость одного часа работы диагностического оборудования измеряется в десятках, а то и в сотнях условных единиц...
А можно, пользуясь нашим руководством, провести несложные проверки и измерения, найти неисправности датчиков и исполнительных механизмов, не обра-щаясь к анализаторам и дорогостоящим приборам, и значительно уменьшить свои затраты на ремонт автомобиля.
ВНИМАНИЕ: Необходимо обязательное отключение противоугонной системы перед началом проведения диагностических работ над датчиками и устройствами системы впрыска
Каждый автовладелец, придерживаясь описанного нами порядка работы и соблюдая все рекомендации, может овладеть всеми необходимыми приемами ремонта систем впрыска. Конечно, это достаточно кропотливая работа, и выполняться она должна тщательно. Но для автолюбителя, пользующегося нашим руководством, нет ничего невозможного!
Приступая к ремонту неопытный механик подвергает свое здоровье серьезной опасности: ведь при проведении ремонтных работ ему придется иметь дело с электричеством, взрывоопасными и токсичными веществами... Вопросу вашей безопасности во время ремонта уделено в этих статьях самое пристальное внимание. Незнание или невыполнение этих простых правил приводит к очень печальным последствиям.
Приемы ремонта, описанные нами, будут полезны и специалистам-автомеханикам, а также всем тем, кто профессионально занимается ремонтом и обслуживанием топливных систем автомобилей.
Преимущества системы впрыска топлива
Надо сказать несколько слов о том, чем обусловлена популярность отечественных автомобилей с двигателями, оснащенными системой впрыска топлива, и в чем заключаются их преимущества по сравнению с карбюраторными двигателями.
Сегодня система впрыска топлива - это необходимая составляющая современных автомобилей. Но так было не всегда. На протяжении многих лет все мировые производители автомобилей использовали карбюраторы. Приоритетами тогда были низкие производственные затраты, а не снижение загрязненности выхлопных газов и расхода топлива.
К середине восьмидесятых, стимулируемые ужесточающимся законодательствомв развитых странах мира, производители карбюраторов с электронным управлением достигли немыслимо малой степени токсичности газов. Однако, несмотря даже на такой прогресс, время карбюраторов прошло. Их работа просто не укладывается в действующие экологические стандарты в развитых странах мира.
Карбюраторы имеют пять основных недостатков:
• Конструкция диффузора ограничивает количество смеси, поступающей в двигательпри высоком числе его оборотов, что вызывает падение мощности. Существует два решения этой проблемы: либо увеличить насыщение рабочей смеси бензином, что приведет к чрезмерному обогащению смеси при низких оборотах двигателя, либо установить дополнительные вторичные камеры. Второе решение лучше, но при этом конструкция карбюратора значительно усложняется.
• Большое расстояние между карбюратором и камерами сгорания ухудшает распределение и однородность смеси. Эта проблема усугубляется ограниченным пространством, обычно предназначенным для впускного коллектора. Таким образом, форма впускного коллектора обычно далеко не идеальна для обеспечения поступления топливовоздушной смеси в камеру сгорания.
• На автомобилях, оборудованных карбюраторами, может быть затруднен пуск холодного двигателя. В этом случае, несомненно, помогает механизм воздушной заслонки, но вследствие того, что угол ее открывания никогда в точности не соответствует реальным рабочим условиям двигателя во время его прогрева, всегда существуют потери топлива и ухудшаются ходовые качества. Использование механизма воздушной заслонки также приводит к необходимости дополнить его кулачком для повышенных оборотов холостого хода, который слегка приоткрывает дроссельную заслонку при работе воздушной заслонки. Кулачок повышенных оборотов холостого хода обеспечивает небольшое увеличение числа оборотов холостого хода во время прогрева двигателя. Без него двигатель может заглохнуть.
• Неудовлетворительное переходное обогащение смеси во время разгона. При резком и неожиданном открывании дроссельной заслонки топливная смесь обедняется вследствие того, что поток топлива не успевает за скоростью воздуха. Ускорительный насос устраняет эту проблему путем разбрызгивания дополнительного топлива в горловину карбюратора, но этот насос тратит лишнее топливо и увеличивает загрязнение выхлопных газов.
• При выполнении крутых поворотов топливо в поплавковой камере может пытаться как бы «подняться» на стенки камеры, опуская уровень топлива в камере, поднимая при этом поплавок, закрывая поплавковый клапан и блокируя, тем самым, подачу топлива в карбюратор. Сконструированные должным образом отражатели, установленные в поплавковой камере, могут ослабить эту тенденцию.
Автомобили, оборудованные системами впрыска бензина, таких проблем не имеют. Поскольку топливо распыляется из форсунок под давлением, а не подается через каналы и трубки карбюратора под воздействием разности давлений, то и дозируется оно при этом намного точнее при всех рабочих условиях. Когда топливо распыляется под давлением, а не всасывается благодаря разности давлений, то можно значительно быстрее увеличивать или уменьшать количество подаваемого топлива. Другими словами, система впрыска бензина реагирует на изменения рабочих условий двигателя значительно быстрее карбюратора. Вот поэтому она и вытесняет почти полностью карбюратор.
Что такое впрыск топлива?
Существует много типов систем впрыска бензина, и некоторые детали одной системы отличаются от деталей другой, но принцип их работы всегда один, как в нашем случае: топливо, находящееся под давлением, впрыскивается струей непосредственно во впускной канал форсунок. Помимо форсунок на всех системах впрыска бензина встречается и большинство других деталей, используемых на конкретной системе. Остановимся на каждой из этих деталей. Сначала посмотрим, что происходит в двигателе, оборудованном системой впрыска бензина.
Топливо подается электрическим топливным насосом из топливного бака через топливные трубки и топливный фильтр в топливную рейку (распределительный топливный трубопровод), после чего через форсунки направляется в воздушный поток. Каждая форсунка содержит в себе крошечный клапан, который открывается и закрывается небольшим соленоидом. Небольшой компьютер «запускает» форсунку, включая этот соленоид, который, в свою очередь, поднимает клапан и дает возможность находящемуся под давлением бензину попасть в форсунку сквозь прецизионно обработанное сопло (распылитель), которое распыляет топливо подобно соплу садового шланга. Когда компьютер отключает соленоид, клапан закрывается, отсекая распыляющееся топливо. Этот рабочий цикл повторяется снова и снова, много раз в секунду, пока двигатель работает. Форсунки рассчитаны (и это гарантируется) на длительный срок службы, по крайней мере, на пять лет или на 80 тыс. км пробега. Вполне очевидно, что форсунки изготовляются с очень высокой степенью точности.
Читать дальше: http://era.ucoz.ua/publ/7-1-0-7
|